5 мест Петергофа, обязательных к посещению.
1. собор Петра и Павла.
Как и многие начинания властей, строительство петергофского храма Петра и Павла было обусловлено заботами о нуждах народа. В 1892 году протопресвитер Иоанн янышев, заведующий придворным духовенством, обратился с ходатайством о постройке нового храма, способного вместить больше количество прихожан, простых граждан.
Тронутый нуждами россиян, император Александр III лично определил для церкви место у царицынского (Ольгина) пруда. Для строительства, царь утвердил проект храма в псевдорусском стиле, разработанный Н. в. Султановым.
25 июля (6 августа) 1895 года состоялась торжественная закладка нового собора. Строительные работы продолжались до 1905 года. Финансирование проекта осуществило министерство императорского двора и средства на святое никто не жалел. Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви святого Георгия в Венеции. Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы. При храме Петра и Павла был разбит сквер, построены здания церковно - приходской школы, котельной и электростанции.
Простой народ к этому великолепию, разумеется, не подпускали. Церковь была причислена к придворному ведомству, "Чтоб Начальству со Свечками Было где Постоять". В частности, в ней был похоронен свитский генерал-майор Дмитрий трепов (1855-1906), автор знаменитого афоризма эпохи первой русской революции "патронов не жалеть! Только после февральской революция храм Петра и Павла был передан петергофскому приходу. В 1922-1937 годах он даже стал кафедральным собором. В нем располагалась резиденция епископа петергофского Николая (ярушевича.
С 1938 году собор не функционировал. В годы войны, на крыше храма был установлен немецкий коррекционный пункт, который периодически обстреливался советскими кораблями. В итоге, собор был сильно поврежден и после войны использовался как склад тары.
Сегодня храм и в туристических целях использует. Из его окон открывается красивый вид на окрестности. Между шатрами собора расположена смотровая галерея.
- Петродворец, санкт-петербургский просп. д. 32.
8 (812) 450-6268.
2. Царицын павильон.
На Ольгином пруде колонистского парка есть два павильона - Ольгин и Царицын. Последний, был построен по проекту архитектора а. и. штакеншнейдера в 1842-1844 годах. В его архитектуре нашла отражение мода на античную культуру, интерес к которой возрос после раскопок древнеримских городов в Италии.
Строившийся для супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны Царицын павильон напоминал виллы древних Помпей. Центральное место здания занимал атриум, традиционный внутренний двор римского дома. Комнаты павильона были украшены фресками в подражание настенной живописи помпейских домов. К павильону примыкала трехэтажная смотровая башня.
Обильно украшенный лепниной, античными статуями, "Древнеримской" мебелью, Царицын павильон пытался создать модель античного рая, уносившего его обладательницу в сказочный мир средиземноморских островов. Царицын павильон был искусно вписан в окружающий ландшафт и окружен скамьями, фонтанами, теплолюбивыми растениями и романтическими руинами.
Царицын павильон как место для увеселений использовался. Императрица посещала его чтобы выпить чашку чая и посмотреть иллюминацию.
После революции в здание был устроен музей, проработавший до 1933 года. Затем, экспозиция была закрыта, а коллекция была перевезена в кладовые большого петергофского дворца. В годы войны в Царицыном павильоне действовал немецкий наблюдательный пункт, но сама постройка уцелела. В дальнейшем, павильон стоял пустой, но под государственной охраной. В нем сохранились подлинные мозаичные полы, колонны и часть стенной росписи. В 2005 году Царицын павильон после реставрации был открыт для гостей.
- колонистский парк, Царицын павильон.
8 (812) 450-5287.
3. Ольгин павильон.
В 1845-1846 годах дочь Николая I Ольга Николаевна вместе с императрицей Александрой Федоровной провела несколько месяцев в Неаполе. Там же Ольга встретила и своего будущего мужа - принца карла вюртембергского.
Свадьба была запланирована на 1846 год, и император Николай подготовил для дочери царский подарок - павильон, построенный по проекту архитектора а. и. штакеншнейдера. Строительство Ольгина павильона заняло два года и продолжалось с 1846 по 1848 год. Здание было выполнено в виде трехэтажной башни и напоминало неаполитанские постройки. Местом для него был выбран остров на Ольгином пруде в колонистском парке.
На каждом этаже павильона находилось по комнате: столовая, кабинет Ольги Николаевны и кабинет Николая первого. От здания к озеру вела пергола, лестница - пристань украшенная мраморными вазами. Строгую четырехугольную постройку с плоской крышей оживляли балконы, бюсты в нишах фасадов, барельефы и водостоки в виде мифических животных.
Со второй половины XIX века на Ольгином острове стали проходить балетные представления.
В 1897 году на южном берегу острова был возведен деревянный открытый театр, просуществовавший до 1905 года. Сцена театра была устроена на озере и от берега ее отделяла полоска воды. На сцене ольгиного острова танцевали М. кшесинская, Т. карсавина, П. Гердт, Е. Соколова.
После революции павильон на Ольгином острове был закрыт и запущен. В годы великой отечественной войны здание сгорело. Внимание! Только в начале XXI века здание было воссоздано. Были установлены перекрытия, оштукатурены стены, расписаны интерьеры, изготовлены камины. В 2005 году Ольгин павильон был открыт для туристов.
- колонистский парк.
4. готическая капелла.
"Храм, Который Император Приказал Соорудить у Себя в Александрии, Своей Петергофской Даче, "малютка - храмик", как называли его, был чистой готикой и не походил на пузатые купола. Указывая на стрельчатые окна и каменные кружева и оборки по углам, камер-фрау Баранова говорила фрейлинам: "учитесь у них! " - Так писатель Юрий тынянов описывал готическую капеллу в западной части парка Александрия.
Любопытно, что император Николай Павлович, известный поклонник "Русского Стиля" в дамских туалетах, а архитектуре явно предпочитал европейскую готику. Построив себе резиденцию котедеж, в стиле английского загородного дома, государь решил обзавестись и небольшой домовой церковью в том же стиле.
В работах по постройке церкви не принимал участие только ленивый. Проект здания выполнил немецкий архитектор к. - Ф. шинкель. Наблюдение за строительством осуществлял а менелас, а после его смерти - и. и. шарлеман. Место для возведение храма выбрал сам Николай I. строительные работы шли с 1831 по 1834 год. 3 июля 1834 года храм был освящен в честь святого благоверного великого князя Александра невского.
- разводная ул. 2, парк Александрия.
5. дворец "Коттедж".
Иногда даже царям надоедать жить в палатах и они перебираются в скромные двухэтажные коттеджи. Примером такого августейшего дауншифтинга является дворец "Коттедж" построенный по воле Николая I на месте развалин а. Д. Меншикова ("монкураж".
В начале XIX века в Европе распространилась мода на загородные усадьбы в английском стиле, и архитектор а. а. менелас взялся за исполнение царского заказа. Строительство велось с 1826 по 1829 год.
В итоге, августейший заказчик стал обладателем готического двухэтажного коттеджа с мансардой. На первом этаже находились комнаты императрицы Александры Федоровны и парадные помещения: прихожая, опочивальня, туалетная, гостиная, кабинет, библиотека, малая приемная, приемная, камер - юнгферская, столовый зал с буфетом. На втором этаже находились кабинет Николая I, ванная, комнаты детей и два крытых балкона. В мансардном этаже располагался морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты прислуги. Центом планировки дворца была чугунная лестница отлитая на санкт-петербургском александровском литейном заводе.
Архитектура дворца и апартаментов была выдержана в так называемом "Готическом" стиле. Мебель была изготовлена придворным мебельщиком, мастером Г. гамбсом, тем самым, чьи стулья упорно искали Остап Бендер и киса воробьянинов.
В 1842-1843 годах к восточному фасаду коттеджа были пристроены столовая с мраморной террасой, соединенные со старой частью стрельчатой аркадой. Проект этой перестройки составил архитектор а. и. штакеншнейдер.
В советское время коттедж был превращен в историко - художественный музей где туристы могли ознакомиться с полотнами Т. а. неффа, П. Н. Орлова, и. к. Айвазовского, с. М. Воробьева, Т. гюдена. В годы второй мировой войны во дворце находился немецкий медицинский пункт. После реставрации дворец был снова открыт для посетителей в 1979 году. - Петродворец, парк Александрия.