Мусульманские мотивы в светской архитектуре столицы российской империи.
Е. в. юхнева.
Изначально Петербург задумывался как "Окно в Европу", заимствовалось все самое лучшее из европеи? Скои? Культуры. Казалось бы, какие "Мусульманские Мотивы" могут встретиться в этом северном городе, таком далеком от стран мусульманского Востока. Оказывается, прямо или косвенно, Петербург связывает с мусульманскои? Культурои? Очень даже многое.
Крупная татарская община появляется здесь с самого основания города, об этом свидетельствует и топонимика - до сих пор существует татарскии? Переулок. Развитие дипломатических отношении? С мусульманскими странами, многочисленные военные кампании с турциеи? , Присоединение новых земель - все это дало толчок к изучению и увлечению восточным искусством. Архитектурная мода XIX века также не прошла мимо - эклектичныи? Мавританскии? Стиль был весьма популярен.
Мусульманские мотивы вошли в петербургскую архитектуру, в первую очередь через малые увеселительные сооружения в пригородных садах и парках, и стиль этих сооружений называли тогда "Турецким", а не "мавританским". Последнии? Популярность со второи набирает? Трети XIX века, когда появляются и городские дома, и интерьеры в мавританском стиле.
Поэтому обзор мусульманских мотивов в архитектуре столицы россии? Скои? Империи предлагается начать с загородных сооружении? Xviii века и лишь затем переи? Ти к более поздним примерам использования мавританских мотивов в петербургскои? Архитектуре XIX - начала XX века.
Чесменский дворец и чесменская церковь.
В Xviii веке чесменскии? Дворец за городскои находился? Чертои: это был путевои? Дворец по дороге в царское село - в направлении Крыма, черного и эгеи? Ского мореи? И, наконец, далекои? Чесменскои? Бухты, в которои? В 1770 году русская эскадра под командованием Алексея Орлова уничтожила турецкую. Рядом с путевым дворцом стоит чесменская церковь. Эти здания, сооруженные по проектам Ю. М. фельтена в 1774-1777 годах, относятся к курьезным примерам восприятия псевдоготическои? Архитектуры как "восточнои? Так, например, в. П. Бурнашев, литератор, довольно известныи? В газетах и журналах, выходивших в столице во второи? Трети XIX века, писал об этом архитектурном комплексе: "Все это Совершенно в Азиатском Вкусе: Такие Треугольные Замки, Такие Башни Разбросаны по Берегам Дарданелл и Босфора".
Д. ю. шерих мнение бурнашева как "типичное для тои комментирует? Поры".
2. турецкии? (Красныи) Каскад в царском селе.
В 1770-х годах царское село превратилось в музеи? Воинскои? Славы России, здесь были установлены сооружения в память о победах в русско - турецких вои? Нах: башня - руина, мореи? Ская колонна, чесменская колонна, кагульскии? Обелиск, крымская колонна, турецкий киоск и турецкии? Каскад.
В самом начале 1770-х годов в екатерининском парке были вырыты так называемые верхние пруды. Так как вода в Большои перетекала? Пруд и вымывала ложбину, было.
Решено создать систему плотин для регулирования водообмена, чтобы верхние пруды не пересохли.
Тогда же для сохранения постоянного уровня воды в верхних прудах по проекту.
И. в. нее? Лова были построены плотины - каскады, среди которых нас будет интересовать турецкий (или, как его еще называют, Красныи) каскад. Плотина венчается двумя круглыми башенками из красного кирпича со стрельчатыми нишами. Хотя эта построи? Ка, как и чесменскии? Дворец, выполнена в псевдоготическом стиле, нас не должно удивлять, что каскад называли "Турецким", тем самым придавая ему более экзотическии? , Почти сказочныи? Характер.
3. турецкии? Киоск в царском селе.
Турецкии? Киоск в парке царского села был возведен в память посольства князя.
Н. в. репнина в Константинополе в 1775 году. Проект, представлявшии? Собои? Точную копию киоска в одном из султанских парков Константинополя, был составлен.
И. в. Нееловым. В 1782 году киоск был готов принимать гостеи. Построен он был из дерева, плоская кровля говорила о подражании стамбульскому прототипу. Изнутри стены были расписаны видами османскои? Столицы, диваны были обиты турецкими тканями, на них живописно лежало множество подушек, а пол был устлан роскошными турецкими коврами.
Вот что пишет о внутреннем убранстве этого сооружения летописец царского села.
С. Н. вильчковский в начале XX века: "внутри оно состоит из одного зала, с альковом, уставленными по сторонам диванами, с истлевшеи? От времени обивкои? ; Средняя часть киоска несколько выше и отделяется от части, занятои? Диванами, рядом деревянных колонн, выкрашенных наподобие пальмовых стволов; под потолком столбы украшены вырезанными из жести пальмовыми листьями".
Похожая беседка могла находиться и в садах турецкого султана, так как и внешне, и внутренне она напоминает османскую парковую архитектуру. У петербургского историка Д. Ю. шериха по этому поводу читаем: "Турецкий Киоск, Очевидно, Стал Одним из Первых Русских Сооружений, Возведенных в Настоящем, а не Фантастическом"турецком" стиле, созданном фантазиеи? Художников и архитекторов".
Во времена Екатерины II турецкий киоск большои пользовался? Популярностью, ну а после ее смерти он лишь потихоньку ветшал. К сожалению, до наших днеи? Построи? Ка не сохранилась.
4. турецкая баня в царском селе.
После русско - турецкои? Вои? ны 1828-1829 Годов в память победы россии было решено построить парковыи? Павильон в царском селе. Судя по хранящемуся в академии художеств проекту к. и. росси, "павильон был задуман в виде небольшой мечети, хотя функциональное назначение его было совершенно иным: в нем предполагалось устроить летнюю баню. В целом композиция, задуманная росси, оказалась произвольнои? По отношению к ее восточным прототипам (например, в проекте бани он предусматривал богато орнаментированную нишу, повторяющую молитвенные ниши - михрабы мусульманских мечетеи. Но тщательно прорисованные детали, в частности, орнаментика "михрабнои? "Ниши Свидетельствует о том, что Росси, Несомненно, Воспользовался Какими-то Источниками - Возможно, Зарисовками Путешественников".
Этот проект не был воплощен в жизнь, уже позже, в 1850-1852 годы, по проекту и. а. монигетти был возведен павильон "Турецкая Баня". Вот как описывает ее убранство с. Н. вильчковскии:
"Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижнеи? Части покрыты разноцветнои? Мраморной мозаикои? , А в верхнеи? Части украшены лепкои? И живописнои? Орнаментациеи? ; каскадныи? Фонтан устроен в нише, отделяющеи? Раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотои? , Которая вообще обильно применена во всеи? Отделке; мыльня имеет верхнии? Свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплои? И холоднои? Воды. Отсюда арка в ведет круглыи? Зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровныи? рассеянныи? Свет; среди зала беломраморныи? Бассеи? н с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водои? ; Над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с однои? Стороны зала, отделенныи? Колоннами, альков; в нем мраморныи? Чешуи? Чатый каскадныи? Фонтан с богато орнаментированнои? Мраморнои? Спинкои? ; Другая арка ведет в небольшой, почти темныи? , шестигранныи? Покои? С двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора".
5. турецкая палатка (беседка) в Гатчине.
Турецкая палатка в Гатчине была построена по проекту Антонио ринальди в 1770-х годах. По форме палатка напоминала роскошныи? восточныи? Шатер, украшенныи? По окружности широкои? Краснои? Полосой с золочеными фестонами. Вход был фланкирован колонками, увитыми лентами, а само отверстие было украшено золотистои? Каи? Мои.
Еще в 1854 году на месте палатки появилась трельяжная беседка (так как палатка совершенно обветшала), которую по старои? Памяти часто называли турецкои? 6..
6. турецкая беседка в Павловске.
В Павловске турецкая беседка появляется в 1799 году по проекту Винченцо бренна, но она просуществовала всего шестнадцать лет, пока вместо нее не появляется беседка, возведенная к. и. росси. Это была трельяжная деревянная беседка, деревянные арки которои? Были увиты всевозможными цветами. Беседки этои? Давно нет, она не дожила даже до великои? Отечественной вои? ны.
7. вокзал в восточном стиле и мавританская беседка в екатерингофе.
В начале 1820-х годов в екатерингофском парке, которыи? Находился за городскои? Чертои? , Около большого озера, неподалеку от дачи генерал-губернатора М. а. Милорадовича, была возведена так называемая мавританская беседка. Она собои представляла? Прямоугольное в плане строение с двумя полукруглыми выступами по бокам. "Основная, прямоугольная, часть беседки состояла из колонок, поддерживавших арки, на которые опирались карниз, потолок и железная двускатная крыша. Между колонками в нижнеи? Части беседки спереди и сзади установлены перила из балясин. Полукруглые боковые выступы имели дощатую обшивку, в них были проделаны прямоугольные окна, крыша над ними сооружена в виде двух полукуполов".
Весьма интересен был и увеселительный вокзал, построенныи? В восточном стиле с элементами готики. Он во второи находился? Части парка, почти напротив детской площадки. "Вокзал собои представлял? Большую одноэтажную ротонду, покрытую невысоким шатровым куполом, возведенным на барабане с небольшими круглыми окнами. Стены ротонды прорезали большие стрельчатые окна, придававшие этому довольно массивному сооружению известную легкость. К ротонде с двух сторон примыкали одноэтажные крытые галереи, соединявшие ее с двумя двухэтажными павильонами.
Над куполом ротонды, окрашенным в голубои? Цвет с золотыми полосами, на высоком флагштоке развевался флаг. На широкои? Лестнице перед ротондои? На высоких пьедесталах возвышались 12 чугунных ваз для цветов. В здании вокзала размещались танцевальныи? Зал и хоры для оркестра, кафе, ресторан, бильярдная, комнаты для игр".
8. Доходныи? Дом князя а. Д. мурузи.
Архитектурно -художественныи? Облик Петербурга в течение XIX века сильно изменился. Теперь его определяли доходные дома, а не частные особняки. Одним из лучших был знаменитыи? Дом мурузи, построенныи? Архитектором а. к. Серебряковым в 1874-1875 гг. на углу литеи? Ного проспекта и улицы пестеля. Огромныи? пятиэтажныи? доходныи? Дом князя а. Д. мурузи был рассчитан в основном на состоятельных жильцов и напоминал собои? Экзотическую птицу, прилетевшую в северныи? Город.
Мавританскии? Стиль фасадов дома мурузи сводится к использованию орнаментальных мотивов и деталеи? Мавританского происхождения. Композиция этого многоэтажного доходного дома не имеет ничего общего с мечетями, дворцами или иными построи? Ками арабского Востока. Для архитектора Серебрякова мотивы средневековои? Архитектуры служили лишь средством придать зданию необычныи? , оригинальныи? Облик, выделяющии? Его из ряда обыкновенных здании? И, зная специфику мусульманскои? Архитектуры, здесь трудно не согласиться с а. Л. Пуниным.
Князь а. мурузи происходил из старинного Византии? Ского княжеского рода, отец его был турецким подданным. Втаи? Не он способствовал присоединению Молдавии к России; когда это выяснилось, его казнили. Его вдова с детьми в Россию перебралась. Молодои? Князь сначала обучался в пажеском корпусе, служил в леи? Б - кирасирском полку и после службы решил обосноваться в Петербурге. Он задумал построить доходныи? Дом в мавританском стиле и в 1874 году приобрел участок с особняком, которыи? Был разобран. На его месте архитектор а. Серебряков в течение двух лет возводил доходныи? Дом, а детальная отделка интерьеров была осуществлена архитекторами П. Шестовым и Н. Султановым. Архитектор даже ездил в Испанию, "Чтобы Скопировать там Религиозные Мавританские Надписи, Которые Потом Были Использованы в Декоре Здания".
Дом возвели высотои? В двадцать три метра и десять сантиметров, что соответствовало требованиям по предельнои? Высоте здании. По углам здания башенки располагались.
С куполами, балконы украшали изящные перила из листового цинка, а над подъездами были фризы с арабскои? Вязью. "Изысканные фасады дома мурузи украшены многочисленными эркерами, нишами и балконами, оформлены арками и тонкими терракотовыми полуколоннами, покрыты арабесками и религиозными надписями, которые исполнены с добротнои? Этнографическои? Точностью". Сеи? Час нам трудно представить, как выглядел дом более 100 лет назад, ведь не сохранились ни чугунные балконы - зонтики над подъездами, ни перила балконов, выполненных в виде арабских решеток, хотя в целом дом сохранился достаточно хорошо.
Внутреннее убранство дома также было выполнено в мавританском вкусе и стиле рококо. "В нем Было 57 Квартир, в том Числе и Квартиры - Особняки, Семь Магазинов".
"Дом мурузи был оборудован водяным отоплением, электричеством и водопроводом, кроме того, на прилегающеи? Территории имелся сад и фонтан. Дом парадные и черные лестницы имел. Парадные лестницы были нарядно оформлены, украшены коврами, зеркалами, стенными часами. У подъезда гостей встречал швеи? цар. Черными лестницами, выходившими во двор, пользовались прислуга, торговцы - разносчики". Второи? Этаж, состоявший из двадцати шести комнат, занимал хозяин дома. Его квартира особои отличалась? Роскошью: лестница из каррарского мрамора вела на второи? Этаж в Мавританскии? Зал. На 24 мраморных колоннах расположились своды зала, а посередине красовался мраморныи? Фонтан. Все это напоминало внутреннии? Дворик мавританского дворца.
К сожалению, внутреннее убранство дома до нас практически не дошло.
9. дом Г. Ф. вучиховского.
На Никольскои? Площади, прямо напротив небесно-голубого собора стоит удивительное здание, совсем не похожее на соседние дома. Этот дом был построен для врача, сановника и ученого Г. Ф. вучиховского архитектором в. а. шретером в 1877 году.
В. а. шретер, яркии? Представитель рационалистического направления в эклектике, стал родоначальником так называемого кирпичного стиля в России. В своих построи? ках он удачно совмещал как функциональные, конструктивные, так и художественные достоинства архитектуры. Особенно удачно это проявилось в его кирпичном доме в мавританском вкусе на улице римского - Корсакова, дом 33.
"Обращаясь к"мавританским" мотивам и развивая идеи, использованные в предыдущих построи? ках, автор умело использовал полосатую кладку в сочетании красного облицовочного кирпича с оштукатуреннои? Поверхностью. Оригинальность композиции фасада подчеркивается разнообразием типов оконных проемов прямоугольнои? , Лучковои? , Полуциркульной и килевиднои? Форм. На четвертом этаже они штукатурными орнаментированными наличниками декорированы. Под ними, а также под окнами второго и третьего этажеи? Штукатурные прорезные и лепные филенки располагаются. Оконные проемы третьего этажа - арочнои? Формы, с декоративными перемычками и лепными геральдическими щитами с вензелем "HW" (вероятно, инициалы владельца дома. Использованные в оформлении фасада декоративные мотивы преимущественно воспроизводят орнаменты арабского искусства, именуемые "Мавританскими", которые в данном случае сочетаются и с Византии? Скими".
Карниз с широким фризом, венчающии? Здание, украшает орнамент также в мавританском вкусе. Кованый козырек и ограждения балкона, выполненные из чугуна, вторят восточному геометризированному орнаменту.
"Вестибюль главного входа через окно над входнои освещался? Дверью и сквозь "мавританскии? " Витраж с цветными стеклами, расположенный в импосте тамбура. Здесь и на лестничных площадках полы были выложены мозаичным узором из кусочков цветного мрамора. В рисунке лестничного ограждения из литых чугунных балясин и кованых оконных решеток ватерклозетов автор также использовал арабские орнаментальные мотивы".
Черты, присущие мусульманскому искусству, отразились в петербургскои? Архитектуре ярко и весьма своеобразно. При оформлении жилых здании? В городскои? Застрои? ке Использовались лишь по - европеи? Ски переосмысленные элементы архитектуры мусульманского Востока. История Петербурга. No 1 (70) /2014.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие мусульманские мотивы можно найти в светской архитектуре столицы российской империи
Мусульманские мотивы можно увидеть в орнаментике зданий, например, арабески, геометрические узоры и арочные формы. Также некоторые постройки могут иметь восточные элементы в декоре, такие как купола и минареты. Архитекторы иногда использовали элементы мавританского стиля в своих произведениях, что добавляло экзотичности и эстетики зданию.
2. Почему мусульманские мотивы были востребованы в архитектуре столицы российской империи
Мусульманские мотивы были востребованы в архитектуре столицы российской империи во многом из-за восхищения и интереса к восточной культуре и искусству, а также как способ придать зданиям уникальный и красивый вид. Это позволяло создать архитектурные шедевры, сочетая элементы разных культур и традиций.
3. Какие конкретные здания в столице российской империи отражают мусульманские мотивы
Один из примеров здания, отражающего мусульманские мотивы, это храм Святого Симеона Столпника в Санкт-Петербурге, который вдохновлен византийской архитектурой и имеет элементы арабесок и узоров на фасаде. Также стоит упомянуть Зимний дворец, где в интерьере можно встретить восточные мотивы и купола, подчеркивающие влияние мусульманской архитектуры.
4. Какое значение имеют мусульманские мотивы в светской архитектуре столицы российской империи
Мусульманские мотивы в светской архитектуре столицы российской империи играли важную роль в создании уникального облика зданий и их культурного значения. Они придавали зданиям изысканность, таинственность и красоту, а также отражали взаимодействие различных культур и искусств.
5. Какие тенденции в использовании мусульманских мотивов можно наблюдать в архитектуре столицы российской империи
Тенденции в использовании мусульманских мотивов в архитектуре столицы российской империи варьируются от чистого воссоздания восточных форм до их реинтерпретации в сочетании с другими стилями. Некоторые здания строятся исключительно в восточном стиле, в то время как другие включают мусульманские мотивы как элементы декора.
6. Как воспринимаются мусульманские мотивы в светской архитектуре столицы российской империи сегодня
Сегодня мусульманские мотивы в светской архитектуре столицы российской империи рассматриваются как часть культурного наследия и исторического контекста. Они вызывают интерес у исследователей и ценителей искусства, а также служат источником вдохновения для современных архитекторов при создании новых проектов.