Жила себе спокойно, никого не трогала.
Сходила в Аничков дворец на выставку "100 лет искусству лаковой миниатюры Палеха", и теперь приспичило заиметь такую шкатулку. А стоят они сейчас, если настоящие, как крыло самолета.
Вспомнилось еще не кстати, что в детстве была подобная во многих семьях, в том числе и в нашей. Настоящая или нет, сейчас уже не узнать - не сохранилась.
Выставка в знаменитых комнатах сказок дворца проходила. Какая связь между этими шкатулками и комнатами сказок в аничковом? А это всё горький виноват. Но обо всем по порядку.
Палех, если вдруг кто не знал, - небольшое село (в настоящее время поселок городского типа) в ивановской области. Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков, были известны по всей Руси. Помимо икон расписывали они множество соборов и церквей по всей России (иконы и настенные росписи в грановитой палате московского кремля, в храмах новодевичьего монастыря в Подмосковье, в троице - сергиевой лавре).
Однако после революции 1917 года мастера из Палеха лишились своего главного заказчика - российской православной церкви.
Но народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи, художники нашли новые формы своего творчества. С 1918 года в Палехе начинает действовать художественно - декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшее направление палехской народной росписи.
Алеша Пешков (он же Максим горький) был связан с Палехом с ранней юности, когда дед отдал его в ученики к иконописцам в нижнем Новгороде. Мастерская, где ему предстояло работать, была основана палешанином.
По прошествии лет горький сыграл колоссальную роль в становлении и развитии палехской лаковой миниатюры. Он привлекал значительные денежные средства на ее развитие, при его поддержке в Палехе были открыты музей и художественное училище.
В начале 1930-х годов популярность Палеха в советской творческой среде была невероятно высокой, в том числе и благодаря восторженным высказываниям горького.
В дни траура по писателю в июне 1936 года члены артели древней живописи дали своего рода обет:
"Образы его Художественных Произведений Палешане с Любовью Переводили и Будут Переводить на Язык Линий и Красок".
Классик умер 18 июня 1936 года, а 18 октября того же года бригада художников из Палеха, бывших иконописцев, завершила роспись в стиле Палеха в двух залах будущего дворца пионеров.
Росписи залов были выполнены в особой технике - краски замешивались на яичных желтках по сухой штукатурке. Надо заметить, что сохранились росписи прекрасно до наших дней, краски не потеряли яркость, практически ничего не посыпалось.
Остались свидетельства, что для закрепления красок было использовано более 20 тысяч яичных желтков. Чтобы белки не пропали, в подвале Аничкова дворца организовали кондитерский цех по изготовлению безе. .
Опыт ленинградских палехских росписей был подхвачен по всей стране: дома пионеров и дома культуры, театры и музеи захотели увидеть свои интерьеры именно в таком стиле.
Мастера трудились в 10 городах Ссср, но , внимание, только в трех из них монументальные росписи дошли до нас в первозданном виде: в бывшем свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге, в ивановском дворце пионеров и вот.
В аничковом. Рыбинск и Ярославль, к сожалению, не сохранили свои росписи.
Сюжетами для росписи в комнате сказок Пушкина стали персонажи "Сказки о Рыбаке и Рыбке", и герои поэмы "Руслан и Людмила". Котик вышел не слишком удачно, но зато беленький. Спорим, вы всегда представляли его себе черным.
Зал горького украсили герои ранних романтических произведений писателя:
"Песня о Буревестнике", "песня о соколе" и "легенда о Данко".
Мебель для этих залов была специально сконструирована и расписана в том же стиле.
Посмотреть сказочные комнаты можно в рамках обзорной экскурсии по Аничкову дворцу.
В комментариях читайте, как отличить настоящий Палех от подделки. А так же все этапы работы со шкатулкой.
Пишите, есть ли у вас такая шкатулочка, насколько старая? Фото приветствуется Аничков дворец комнаты сказок.