Уильям макгрегор пакстон ( 1869, балтимор, Мэриленд, США - 1941, ньютон, Массачусетс, США.
Желтая куртка". 1907. г. холст, масло. 56 х 69 см. Частная коллекция. Американский художник Уильям макгрегор пакстон был известен своими безмятежными, созерцательными картинами элегантно одетых женщин в романтических интерьерах. Он родился в балтиморе, штат Мэриленд, в 1869 году
. Его семья переехала за пределы бостона, чтобы открыть свое дело, когда пакстон был еще ребенком, и именно там он получил свое первое официальное художественное образование, поступив в художественную школу "Коулз" на стипендию, которую он получил в восемнадцать лет за свои художественные достижения. Оттуда он отправился в Париж для продолжения учебы, сначала в престижной школе изящных искусств под руководством Жана - Леона Жерома, одного из самых выдающихся салонных живописцев своего времени, а затем в академии жюльена. В конце концов пакстон вернулся в штаты, в школу \u2018 коулз", где Учился у Джозефа Де Кампа, Известного Сторонника Тонализма, Основателя Сообщества"десяти американских художников" и члена бостонской школы, возглавляемой художниками Эдмундом Чарльзом тарбеллом и Эмилем Отто грундманом. Несмотря на свою континентальную родословную, пакстон был неизбежно связан с бостонской школой на протяжении всей своей карьеры. После женитьбы на своей сокурснице Элизабет вон Оки, которая сама рисовала и позже стала руководить карьерой пакстона и была моделью для его многочисленных портретов и композиций, пакстон продолжил преподавать в школе музея изящных искусств в бостоне с 1906 по 1913 год. В это время он начал совершенствовать и укреплять свою репутацию чувствительного академического художника, изображая в своих работах прекрасные жанровые сцены, где дамы из высшего общества занимались неторопливыми делами, в комнатах, залитых золотистым светом. И эта работа, "Желтая Куртка", является ярким примером этого жанра. Несомненно, под влиянием своего французского образования и художественного наследия творчества Йоханнеса вермеера, композиционной двусмысленностью которого, как позже признался сам художник, он восхищался, пакстон создавал эстетические повествования, открытые для интерпретации и учитывающие времена, в которые он жил. Картина "Желтая Куртка", написанная в 1907 году, представляет собой исключительно приятную интерьерную сцену с характерными штрихами работ пакстона. Элегантная женщина в изысканной китайской курточке - жакете, стиль который в Европе называли "Шинуазри", кажется, изучает впечатляющий фолиант на столе у маленького окна. Этот декоративный китайский стиль был широко популярен на рубеже веков, и эти художественные азиатские элементы очень часто появлялись на полотнах многих американских художников. На переднем плане картины виден тонкий ободок фарфоровой вазы, в то время как гитара прислонена к стене позади фигуры женщины. Холодные тона серого оттеняют золотистую ткань очень стилизованного жакета, а фигура модели "Купается" в едва уловимом сиянии от окна, перед которым она стоит. Подобное расположение фигуры на картине можно увидеть во многих композициях вермеера, такой как "Молочница", выполненной около 1660 года, и находящейся ныне в государственном музее Амстердама. На картине вермеера молодая молочница в белом колпаке стоит у окна, одетая в свою желтую куртку. Она наливает молоко из глиняного кувшина в миску на столе, уставленным хлебом и другой снедью. На первый взгляд довольно простой сюжет, который лишен композиционной сложности и абсолютно ясен, но вместо этого соблазняет зрителя бесчисленными вопросами, на которые нет ответов. Подобно "Молочнице" вермеера, читательница пакстона безымянна, в более мягком фокусе изображения, где отчетливо передана, как будто наблюдаемая сквозь вуаль, ее одинокая и статичная фигура. Несмотря на то, что полупортрет модели написан художником намеренно с использованием реквизита, который добавляет глубины и фактуры, пакстон предлагает зрителю интерпретировать натурщицу по своему усмотрению: представительницу праздного класса, сбитую с толку литературой своего мужа или отца; самостоятельную ученую, интересующуюся культурой дальнего Востока; или она всего лишь гостья в изысканном доме, который посещает в данный момент, случайно натыкаясь на раскрытый том на столе в гостиной. Карьера пакстона получила широкую известность благодаря реалистичной интимности, изображаемой в его работах, - стилю, характерному для Америки рубежа веков.