Ганс гигер (Hans Rudolf "R?
di "Giger) - Швейцарский Художник, Представитель Фантастического Реализма, Наиболее Известный Своей Дизайнерской Работой для Фильма"чужой". Работы гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро - готикой, биомеханикой, а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера шуриана, "Творения Гигера Стали Олицетворением Демонической Стороны Фантастического Искусства".
Ганс гигер родился в 1940 году в швейцарском городке чур в семье аптекаря. На будущего художника неизгладимое впечатление произвел человеческий череп, подаренный однажды его отцу: у мальчика появилась тяга ко всему темному и загадочному. Архитектуре и дизайнерскому мастерству Ханс обучался в цюрихской школе прикладных искусств.
Первые серьезные работы, выполненные тушью и маслом, появились в начале 60-х. в 1966, когда гигер работал дизайнером интерьеров, прошла его первая персональная выставка картин. Позже гигер выработал уникальный стиль рисования. Его излюбленной техникой стало напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов.
О гигере ходило множество слухов. Некоторые считали его художником зла. И неудивительно, ведь еще со студенческих лет он предпочитал селиться в "Проклятых" домах и коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы. В 1975 гигер даже участвовал в парижской сатанинской выставке, а многие его работы носят откровенно богохульный характер. Но, пожалуй, самая известная из них - альбом "Некрономикон", опубликованный в 1977 году. Именно из него "Растут Ноги" чужого.
Сценарий "Чужого" был разработан Дэном о'бэнноном летом 1972 года. О'бэннон, талантливый выпускник южно - калифорнийского университета кинематографии - специализировался в основном на сатире. Участвуя в съемках фильма "Темная Звезда" режиссера Джона карпентера, Дэн решил написать похожий по теме, но иной по стилистике сценарий. Получившаяся история под рабочим названием "Память" впоследствии стала первой половиной "чужого". Редактировал и доводил текст до ума он совместно с продюсером Роном шуссетом, у которого о'бэннон жил после возвращения с сорвавшихся съемок "Дюны" Алехандро ходоровского (1975. После многочисленных переписываний разрозненные листы в полноценный сценарий превратились.
Главная сложность заключалась в создании облика чужого и "Подгонке" под него всех событий фильма. В ходе работ дизайнеры предлагали множество концепций, ни одна из которых не была одобрена. Создаваемые художниками существа, которых лишь с натяжкой можно было назвать монстрами, никак не подходили для грандиозных планов режиссера.
Ридли Скотт прекрасно понимал: для того, чтобы впечатлить публику, нужен не просто большой и слюнявый бармаглот с планеты чертзнаетгде - 13, щеголяющий зубами из папье-маше и прочей атрибутикой фильмов категории "Б". Необходимо создать атмосферу саспенса, развернуть перед зрителями панораму огромной вселенной, которая, с одной стороны, поражала бы своими размерами, а с другой - вызывала бы давящее ощущение мрачности и враждебности. Воплотить в жизнь подобный идейный парадокс казалось невыполнимой задачей. Нужен был по-настоящему гениальный творец.
Именно тогда о'бэннон вспомнил о человеке, с которым он познакомился во время съемок "Дюны": Ханс Руди гигер. Созданные этим швейцарским сюрреалистом концептуальные рисунки для "Дюны" запали в душу о'бэннону и оказали большое влияние на сценарий. Обсудив гигеровские работы, о'бэннон с шуссетом поняли, что знают, как будет вести себя инопланетное существо. По плану монстр должен был использовать тела людей в качестве живых инкубаторов и появляться на свет, разрывая человеческую плоть. Так была выработана основная направленность сценария, под которую быстро подогнали сам текст. Оставалось только решить вопрос с внешним Видом существа.
Летом 1977 о'бэннон сообщил гигеру о съемках нового научно-фантастического фильма. Вскоре сценарист получил от гигера его "Некрономикон" и продемонстрировал рисунки режиссеру. Когда ридли Скотт пролистал издание, то несколько секунд не мог оправиться от шока. Ему показалось, будто кто-то залез ему в голову и, прочитав мысли, изобразил на бумаге именно то, что Скотт так хотел воплотить в фильме. Несмотря на сопротивление со стороны продюсеров (у которых, очевидно, была иная точка зрения), режиссер настоял на привлечении к съемкам именно этого художника. В 1978 году с гигером был заключен контракт. В течение трех месяцев он сделал более двух десятков рисунков чужих и отправил их в Великобританию, где по ним должны были создать фигуру существа в полный рост.
Однако скульпторы не справились. И тогда гигера лично пригласили в Англию для участия в подготовке к съемкам. Поездка затянулась на 5 месяцев. Скотт настоял, чтобы именно гигер занимался стилистикой всего фильма. Работа в строжайшей секретности велась. Художник проводил дни напролет в шеппертонской студии, трудясь над дизайном интерьеров космического корабля, внутри которого по сценарию были обнаружены яйца чужих. Там же гигер создал облик мертвого пилота и декорации пустынной планеты (LV - 426), где этот корабль был найден.
Роль чужого в первом фильме сыграл непрофессиональный актер по имени болажи бадежо (Bolaji Badejo. Двадцатишестилетний нигериец в Лондоне графическим искусствам обучался. С ридли Скоттом его свел случай. Режиссер хотел подобрать такого человека на роль чужого, чтобы зрителю было сложно понять, что существо на экране - всего лишь искусно сделанный костюм. Сначала выбор его пал на питера мэйхью, игравшего роль чубакки в "Звездных Войнах". Однако сочетание роста (2, 07 метра) и худобы нигерийца убедили Скотта взять на роль именно болажи.
Гигер четыре месяца работал над костюмом чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, "Навешивая" готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.
После долгих месяцев работы гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части ( "Чужие", 1986), ксеноморф, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела ещё более провокационно.
Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой - пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых - муравьев, термитов, скорпионов. Другие - у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.
Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек - Карло рамбальди. Лицо чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат самые смелые ожидания превзошел. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов.
Даже ридли Скотт, который прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе. В 1980 году гигер и рамбальди получили за свою работу "Оскар" за лучшие спецэффекты. И абсолютно заслуженно.