Русские глазами иностранцев.
Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранных гостей, побывавших на Руси в ту пору. Мужчины вообще рослы, сильны и привычны ко всем трудам и переменам воздушным". Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища. По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди с рослым телом и широкими плечами
. Лица у них крупные, сверху и внизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности. Что же касается женщин, то "Таковые с Лица Столь Прекрасны, что Превосходят Многие Нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин "во Всеобщем Употреблении Притиранья и Румяна", писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.
На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих".
Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икр кафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцев ассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, "Горячие" краски с золотом и серебром: "кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой", "кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом, с серебреными частыми пуговицами", "кафтан объяринной жаркой, травки золотные, круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтою стучатою, подложен кумачом".
"Летом, в Жару, Знатные Вельможи на Торжественных Приемах и Выходах Парились в Собольих Шубах, Поверх Парчовых Кафтанов, Атласных Терликов и в Дорогих"горлатных" шапках", купцы - в "парчовых одеждах и шапках из черно-бурых лисиц". "На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь. " На ногах красовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народ же носил лапти, плетеные из лыка.
Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочку носившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенные цвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.
В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей, была особенность. Г. М. айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составе шведского посольства, пишет, что русские женщины "по Своему Обычаю, Сверх Меры Богато Украшают Себя Жемчугом и Драгоценностями, Которые у них Постоянно Свисают с Ушей на Золотых Колечках; так же и на Пальцах Носят Драгоценные Перстни". В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а "на конец. Кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром. Подобный обычай не только у знатных женщин "с Достатком существовал". Иностранцы отмечали, что "разных драгоценностей у москвитян много - жемчугу, Смарагдов, бирюзы, сапфиров. Мелкие граненые рубины до того дешевы, что продаются на фунты. Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость наших предков. "Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяином дома. - Р. б. ) и при людех, в чистом повседневном платейце, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти: ино в лучшем платье"- Наставлял"домострой" - кодекс поведения русского православного христианина. Составленный в XVI веке "Домострой" не утратил своего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробы много скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мерил стабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировали довольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан "с Плеча", или попросту из гардероба господина, было весьма почетно.
Не забыл "Домострой" и о таких деталях, как "всякое платье кроити и остатки и обрезки беречи", они "ко всему пригождаются в домовитом деле". Детскую одежду следовало кроить, загибая "Вершка по два и по три на Подоле и по Краям, и по Швам, и по Рукавам" - на вырост.
Замкнутость и красочность - характерные особенности русского двора той поры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывались от любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множество хозяйственных строений. Двор на передний и задний делился. В хозяйстве были сады, огороды и даже рыбные пруды.
Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекали внимания средневекового русского человека - это появится столетие спустя. А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свой вкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают, когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в те времена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбные пруды.
И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже в Xvii столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. стрюйс напишет: "недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорили о разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина, у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы".
Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее: постоянные пожары, разгулявшись, "Пожирали" все на своем пути. В то время их даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечь от огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали их по бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни один иностранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновенно заново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских "Лесных Рынках", на которых дома или отдельные их части можно было приобрести готовыми. Нынешняя лесная улица у белорусского вокзала как раз напоминает о подобном рынке.
По традиции хоромы посреди переднего двора ставили. Когда стали появляться каменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах (правда, далеко не во всех) верх делали нарядным - в виде, например, "Куба" или "бочки". Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли: они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег, а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершенно обязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому - передние ворота и переднее крыльцо.
Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходил с визитом, то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин. В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступной оставалась "Женская Половина", расположенная в недрах хором. В небогатых домах, конечно же, все было проще.
Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости, в Xvii веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, в которую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилую часть. В обычные дни еда полагалась "с Воздержанием", "в подобно время", освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом "Кушанья Ставят на Стол не все Вместе, а Сперва Едят Одно, Потом Другое, Третье, до Последнего; Между тем Принесенные Блюда Держат в Руках".
За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественный обед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь "Рассылал" гостям хлеб, кубки и угощения. В других же случаях:
Как будет пир на веселие, и.
Все на пиру гости пьяны, веселы, и седя все похваляются.
( "Повесть о Горе - Злосчастии".
Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно - недаром все тот же "Домострой" осуждает не только "объядение" и "пиянство", но и "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, бубны, трубы. Впрочем, этот вид развлечений подразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские "Игрища".
Боярин или богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Мы процитируем очевидца: "никакой музыки (инструментальной, как на Западе. - Р. б. . не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемому человеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскими плясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частию весьма бесстыдными". Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетые дворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.
Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочной культуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнее иностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, как правило, "Лежачие" окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередко и спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели: стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатление большая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы. В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы - это еще и общее для всей семьи спальное место.
Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным. В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники - все обито или покрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.
Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет - любимый на Руси цвет жизни, солнца, огня. Оттенков красного было множество. После красного наиболее любимый - зеленый, потом уже всякие другие. Это подтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатся парчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые), васильковые, зеленые. "По Камкам Травы Золотные". Тканевые завесы, подвешенные на кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкие по тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота, серебра, кружев. Тканевая фактура "Смягчала" формы, а их яркие цвета делали комнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно было встретить лишь в состоятельных домах.
Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма - проявление ярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И не есть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно дает о себе знать? Ведь христианская Вера сосредоточенности и сдержанности во всем требовала. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множеством тканей и ковров надо искать в золотой орде.
А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными для посторонних хоромами - следствие христианской картины мира. Это раньше, в дохристианские времена, человек мыслил себя в единстве с природой, а потому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывную с ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни, оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно: не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контакты с золотой ордой. Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя и устремленность к богу. Материализованным "Полюсом" этой направленности всегда остается икона - своего рода окно в горний мир. Через нее обращались к богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописные образы Христа, богоматери, святых с их взглядами "из Вечности" пролегала невидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы в своей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По "Домострою", иконы надлежало "ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники".
Так оно и было. "Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это на взгляд чужака. - Р. б. ) нарисованными иконами, на коих изображены святые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святого Николая, на коего полагают все свои надежды. " Икона непременной составляющей всех главных помещений хором была. Общеизвестно, что, входя в дом, русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровался с присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существенным для русского сознания был эмоционально - образный диалог с миром духовным.
В богатых русских хоромах обязательно была баня, устроенная здесь же, в хоромах.
У хозяев победнее баню ставили отдельно во дворе. Мылись часто, подолгу, с душистым паром, веником, "с Отдохновением". Внимание! Только в том случае, если была возможность, бани располагали ближе к реке, и тогда, разгоряченные, "Остужались" в проруби. Русская баня - это много более, чем просто мытье. Это особый ритуал и отдых, и лечение, и удовольствие, словом, часть образа жизни.
Все прочие дворовые строения - людские избы и многочисленные хозяйственные (поварни, хлебни, житницы, сушила, погреба, ледники, амбары, сенницы, конюшни, помещения для скота и птицы) распределялись по переднему и заднему дворам. Они одну из оболочек замкнутого средневекового двора составляли. В их облике и размещении руководствовались в первую очередь практическими соображениями. Практичность и смекалка проступали во всем. Например, вещи во время пожара немедленно прятали в погреба. Большое впечатление на приезжавших производили русские ледники, позволявшие долго сохранять запасы портившихся продуктов.
Но даже то, что должно было быть в основном лишь удобным и прочным, русские умели увидеть в особом свете, наполнить особой поэзией. Вот, к примеру, описание проветривания погребов.
А меда сладкие, водочки стоялые.
Подвешены в бочки сороковки, в погреба глубокие, на цепи на серебряны.
Туда подведены ветры буйные:
Как повеют ветры буйные, пойдут воздухи по погребам, так загогочут бочки будто лебеди.
Будто лебеди на тихих на заводях;.
Так век не затхнутся напиточки сладки. Чару пьешь, другую пить душа горит, другую пьешь, третья с ума нейдет. Как образно и красочно запечатлены в стихах устройство погреба и его содержимое!
Подробнее читайте информацию об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma