Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Влияние японской культуры на формирование "Нового" искусства.

08.06.2016 в 09:54

Рубежа XIX - XX вв.

Сейчас идет очень много разговоров и дискуссий на тему того, каким образом японское традиционное искусство архитектуры и живописи повлияло на мировоззрение и мировосприятие европейских (в частности российских) художников и архитекторов.

В двух небольших постах я попробую рассказать об этом влиянии и к чему оно привело.

I часть.

К середине XIX в. традиционные для Европы культурные модели мироощущения и способы видения мира оказались исчерпанными, и сказать что-то новое в этой сфере стало очень сложно. В поисках иных источников вдохновения европейцы обращаются к восточным культурам, надеясь найти именно на Востоке новые темы и сюжеты. Этим источником стала страна восходящего солнца, ее традиционная культура и образ жизни. Процесс усвоения и переосмысления японской культуры европейской получил название японизм.

Впервые японизм появляется в 1860-е гг. во Франции и в первые десятилетия остается чисто французским художественным явлением. В других европейских странах начинает распространяться гораздо позже и уже через посредничество Франции. Японизм поначалу был модой на нечто, противоречащее утвердившимся в западном мире эстетическим нормам.

Как пишет исследователь японизма б. дориваль, "скорее всего, честь открытия японских гравюр для французского искусства принадлежит Шарлю бодлеру, намного опередившему в этом своих литературных коллег. В одном из своих писем, датированном декабрем 1861 года, бодлер выражает к японским гравюрам живой и неподдельный интерес. 2, с. 132.

Интересно, что после реставрации мейдзи возник культурный диффузионизм: в то время как Европа боготворила японскую живопись и гравюру, Япония интенсивно осваивала и подражала таким передовым направлениям европейского искусства, как импрессионизм и постимпрессионизм. 2, c. 131.

Несмотря на это, японская гравюра с триумфом завоевала французскую художественную элиту. Такие столпы импрессионизма и постимпрессионизма, как Мане, Дега, Моне, ван Гог, Гоген, Тулуз - лотрек, из символистов - одилон редон и группа "Наби" активно использовали в своих работах переосмысленные техники японского художественного письма. 2, c. 133.

Любовь к японской культуре очень быстро распространилась не только среди художников и любителей изобразительного искусства, но и среди литераторов и композиторов. 2, c. 133 широкой публике японская гравюра стала известна после 1867 г. 2, c. 132.

С конца 80-х гг. XIX в. с освоением опыта Японии стало связываться представление о "Новом" европейском искусстве, и сам термин ар нуво (от фр. "Новое Искусство") получил признание с того момента, когда известный собиратель и пропагандист японского искусства Самюэль бинг открыл в Париже, на улице Прованс, салон с таким названием и одновременно в том же здании устроил выставку японских гравюр. Целью экспозиции была возможность гармоничного сочетания произведений художественной культуры Запад и востокв. 4, c. 10-11.

Художественный критик Эрнст чесней написал в "Gazette des Beaux Arts", что после 1862 г. "увлечение японскими гравюрами, имевшее характер мании, распространилось подобно степному пожару по всем парижским студиям". 2, с. 132.

Японизм - чрезвычайно сложное явление в рамках европейской культуры и особенно искусства. С одной стороны, это процесс усвоения населением Европы (преимущественно Франции, Англии, Германии и Австрии) японского искусства, цветной гравюры на дереве укиё - э, произведений прикладного искусства, особенно японского фарфора, кимоно, веера, расписных ширм как "Последнего Крика Моды", а обладание этими произведениями превратилось в знак престижа и "передового" вкуса. С другой стороны, японская гравюра укиё - э и написанные тушью живописные вертикальные свитки какэмоно оказали серьезное влияние на появление новых живописных техник и инновационных приемов. 2, c. 130-131.

Японизм - это в первую очередь мощнейшее визуальное воздействие на европейское культурное сознание именно японской живописи, графики и предметов быта. Европейские художники внимательно анализировали технику японской гравюры и затем внедряли в свою живопись. Среди таких новшеств - плоское решение предметных рядов и человеческих фигур, постепенный отказ от передачи объёмов и светотени в пользу чистых цветов, передача человеческой фигуры как чёрной тени, высокий горизонт, взгляд как будто снизу вверх, использование отражающих поверхностей (зеркал, воды и т. п. ), обрезание человеческих фигур рамкой картины, изображение человека со спины, крупный передний план какого-либо материального объекта. И это не считая копирования и подражания конкретным мотивам японской гравюры, таким, как мосты, лодки, и многочисленным видам фауны и флоры - насекомым, пресмыкающимся, ракообразным, водорослям, водным лилиям, изображаемые по возможности в стиле укиё - э. 2, . c. 134.

Французский художник Эмиль Бернар писал: "влияние японского искусства заставило вновь обратиться к интерпретации, руководствуясь декоративным чувством, и оно вывело своих поклонников из мира обыденности и копирования окружающего стиля. 2, с. 136.
Японизм стал одним из источников, из которого впоследствии появились "Новые" стили - ар - нуво, модерн и т. д. одна из особенностей японской живописи была в переходе от картины, воссоздающей видимый мир, к картине как "второй реальности", создающей некий иной образ переосмысленной действительности. 4, c. 318 самым важным свойством японских мотивов было ритмизированное начало, т. е. чередование противоположностей во всех проявлениях воспринималось как всеобщее проявление жизни, как главный закон космоса. Именно эти два явления и переняли "Новые" стили.

Литература:
1. Андронова и. о. "Японизм" в русском интерьере второй половины XIX - начала XX века. - М.: научный журнал "вестник моск. Гос. Унив - та культуры и искусств", 2008, январь - февраль, номер 1(22, - с. 256-259.
2. Гришин М. в. "Японизм" рубежа XIX - начала XX века как общеевропейское явление. - М.: журнал "Обсерватория Культуры", 2015, номер 2, - с. 130-136.
3. Дьяконова Е. М. японизм в русской графике серебряного века (конец XIX - начало XX в. . - М.: журнал "Япония. Путь кисти и меча", 2002, номер 2, - с. 6-11.
4. Завьялова а. Е. мир искусства. Японизм. - М.: буксмарт, 2014, - 96 с.
5. Завьялова а. Е. японские мотивы в пейзажных гравюрах Остроумовой - Лебедевой. - М.: журнал "собранiе. Иллюстрированный журнал по искусству", 2014, июнь, номер 2, - с. 110-117.
6. Николаева Н. японские мотивы в искусстве модерна. - М.: журнал "Вопросы Искусствознания", 1994, номер 2-3, - с. 312-326.

Картины художников:
1. слева: Андо хиросигэ, "Сливовый сад в Камэйдо" (серия "сто знаменитых видов Эдо"), 1858-57 гг.
Справа: ван Гог, "Цветущая Слива".
2. Андо хиросигэ "Вечерний Дождь в Атаке на Великом Мосту" (серия "сто знаменитых видов Эдо"), 1857 г.
Справа: ван Гог.
3. утагава куниёси. Девушка, завязывающая пояс. Ок. 1851-52 гг.
4. в. ван Гог. Куртизанка. 1887 г.
5. Кацусика хокусай. Ирисы. 1833-34 гг.
6. Отто экман. Ирисы. 1895 гг.
7. Андо хиросигэ. Ирисы в Хорикири. (Серия "Сто Знаменитых Видов Эдо") 1856-58 гг.
8. в. ван Гог. Ирисы. 1889 г.
* Примечание: символ цветов ирисов станет самым узнаваемым мотивом стилей ар - нуво, модерн и т. п.

9. часть столового сервиза, расписанная художником Феликсом бракмоно в 1867 г. под влиянием японской живописи. 10. Андо хиросигэ. Плавающий карп. Ок. 1840-42 гг. Японское_искусство@Zapiskinadosuge.