Про отсутствие стены и отсутствие окна.
Появление в начале двадцатого века каркасной системы из армированного бетона и стали значительно изменило не только внешний вид стены, но и саму идею окна: оно перестало быть отверстием в массивной стене, размер которого определен конструктивными параметрами.
Так, например, реакцией Ле корбюзье на эту свободу выбора стала разработка терминологии форм и размеров окон для разных типов помещений, отражавшая его представления об уровнях освещенности, применимых в различных зонах: санитарные узлы и ванные комнаты зачастую освещались верхним светом, для коридоров и лестниц, использовались прямоугольные или квадратные маленькие окна. В галереях и рабочих пространствах кухонь применялось ленточное остекление. Сплошное остекление использовалось, чтобы осветить гостиные, кабинеты и студии - помещения, в которых предполагался наивысший уровень освещенности. Применение данной терминологии позволяло "Читать" фасады, выявляя функциональное и пространственное решение.
Постмодернисты негативно относились к залитой светом модернистской архитектуре сплошных стеклянных стен: "модернизм выбросил окно. Вы либо не имеете стены, что означает стеклянную стену, или не имеете окна, что означает сплошную стену", - говорит нам Вентури. Попытки вернуть архитектуре "Стену" и регулировать отношения между "внутри" и "снаружи" с помощью проемов породили интерес к "проектированию в разрезе": архитекторы - постмодернисты зачастую оставляли периметр здания глухим, запуская свет через фонари верхнего света или более сложные многослойные светоотражающие элементы.
Так, постепенно, оконный проем стал утрачивать свое онтологическое значение медиатора отношений "Внутреннего" и "внешнего" и уступил свое место естественному свету: "в наше время свет превратился в поддающийся измерению материал, а окно потеряло свое значение посредника между двумя мирами, между закрытостью и открытостью, интерьером и экстерьером, частным и общественным, тенью и светом . > окно превратилось в простое отсутствие стены", - пишет Юхани палласмаа.
На фото "Tara House", запроектированный Studio Mumbai. В подземном этаже здания архитекторы разместили резервуар, вода в который поступает из подземного водоносного слоя. Единственная визуальная связь с окружением здесь - лучи света, рождающие на поверхности воды яркие блики.