"Не моги жениться без приданого.
Жениться без приданого все равно, что мед без ложки, шмуль без пейсов, сапоги без подошв. Любовь сама по себе, приданое само по себе. Запрашивай сразу 200 000. Ошеломив цифрой, начинай торговаться, ломаться, канителить. Приданое обязательно до свадьбы бери. Не принимай векселей, купонов, акций и каждую сторублёвку ощупай, обнюхай и осмотри на свет, ибо нередки случаи, когда родители дают за своими дочерями фальшивые деньги. Кроме денег, выторгуй себе побольше вещей
. Жена, даже плохая, должна принести с собою: a) побольше мебели и рояль; b) одну перину на лебяжьем пуху и три одеяла: шелковое, шерстяное и бумажное; c) два меховых салопа, один для праздников, другой для будней; d) побольше чайной, кухонной и обеденной посуды; e 18 сорочек из лучшего голландского полотна, с отделкой; 6 кофт из такого же полотна с кружевной отделкой; 6 кофт из нансу; 6 пар панталон из того же полотна и столько же пар из английского шифона; 6 юбок из мадаполама с прошивками и обшивками; пеньюар из лучшей батист - Виктории; 4 полупеньюара из батист - Виктории; 6 пар панталон канифасовых. Простынь, наволочек, чепчиков, чулков, бумазейных юбок, подвязок, скатертей, платков и проч. Должно быть в достаточном количестве. Всё это сам осмотри, сочти, и чего недостанет, немедленно потребуй. Детского белья не бери, так как существует примета: есть белье - детей нет, дети есть - белья нет; f) вместо платьев, фасон коих скоро меняется, требуй материи в штуках; g без столового серебра не женись".
Руководство жениться для желающих. Антон Павлович чехов (1860-1904), русский писатель.
Прием приданого по росписи, 1873. Василий Владимирович пукирев (1832-1890), русский живописец. Холст, масло. 66, 3 x 83, 3 см. Государственная третьяковская галерея, Москва.
Картина пукирева посвящена распространенной в жанровой живописи 1860-1870-х теме свадебных обрядов. Среди таких полотен - и его знаменитый "Неравный Брак" (1862, третьяковская галерея.
На основании составленной "Росписи Приданого" позже заключалась брачная сделка. Подсчет имущества, даваемого за невестой, представлял собой сложную и длительную процедуру, в ходе которой могли возникнуть затруднения или даже конфузы.
Как и многие современники, пукирев стремился к натурности изображения. Интерьер картины написан в московской квартире жены двоюродного брата художника Евдокии пукиревой. Ее муж переплетной и футлярной мастерской на большой Дмитровке владел. На стене слева висит портрет купца, отца Евдокии пукиревой. Для фигуры невесты позировала кузина художника мария. Вероятно, некоторые другие герои полотна также написаны со знакомых автора.
Пестрая и сочная красочная гамма содержанию картины соответствует. Художник тщательно выписывает фактуру и узоры тканей, словно перечисляя и показывая их зрителю. Платья, повешенные на веревке для учета, сливаются с одеждой женщин, стоящих рядом. Мир вещей предстает как будто снабженным невидимыми ценниками.
На фоне этой пышной декорации разворачивается некий сюжет. Художник едва обозначает его, размещая, как на театральной сцене, персонажей картины. Главные события в левой ее части происходят. Молодой приказчик со списком в руках о чем-то спорит с двумя женщинами. Предмет их разногласий - вероятно, качество ткани платья. К этой сцене приковано напряженное внимание юной невесты. Ее поддерживает другая молодая женщина. За спиной невесты в дверях комнаты стоит жених. Грузный и румяный, он обводит комнату хозяйским взглядом. Патриархальный жест его пальцев, заложенных за борт сюртука, подчеркивает традиционность совершающегося обряда "Передачи Товара". Другой смысловой акцент - клетка с канарейкой под потолком, над головой невесты, символизирующая узы брака. Таким образом, обыденная сцена приема приданого предстает возможной завязкой будущей драмы. Источник: третьяковская галерея.