Эрмитаж: залы с самыми красивыми потолками.
Эрмитаж один из самых известных и красивых музеев мира. Он славится не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров, но и красивым, богатым убранством залов. Сами по себе они уникальным архитектурным памятником являются. Гуляя по экспозициям музея, стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков. Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины.
1. лоджии Рафаэля.
Это длинная величественная галерея. Она была создана по заказу императрицы Екатерины великой с 1783 по 1792 год архитектором Дж. Кваренги и представляет собой копию знаменитых лоджий Рафаэля в ватиканском дворце папы римского. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Архитектор Джакомо кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей, на которые ушло 11 лет. Всего здесь представлено 52 сюжета из ветхого и нового завета, от сотворения мира до тайной вечери. Эти фрески часто библией Рафаэля называют. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты - гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.
2. шатровый зал.
Один из самых больших в здании нового эрмитажа - получил своё название из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах, и уникального двускатного перекрытия. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы. Сегодня, как и в XIX веке, в зале размещены картины голландской и фламандской школ, например, таких знаменитых художников Xvii века, как Якоб рёйсдал, питер Клас, Виллем калф, Виллем хеда, Ян стен, Франс халс и другие.
3. фойе эрмитажного театра.
Фойе было построено по проекту фельтена в 1783 году и расположено над зимней канавкой, в переходной галерее между большим эрмитажем и театром. Убранство зала оформлено архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проёмы и стенные панно.
На потолке живописные вставки - копии с картин итальянского мастера Xvii века луки Джордано: "Суд Париса", "триумф галатеи" и "похищение Европы", над дверью - пейзаж с руинами авторства французского художника Xviii века Юбера Робера, на стенах - портретная живопись Xviii - XIX веков.
4. золотая гостиная / гостиная Марии Александровны.
Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором а. П. Брюлловым в 1838-1841 годах после пожара. Интерьер зала повторяет убранство царских палат московского кремля. Низкий сводчатый потолок зала украшает золочёный лепной орнамент. В 1840-е годы облик интерьера был обновлён по рисункам а. и. штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной, вызолоченные двери и великолепный паркет.
После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II именно здесь, в окружении избранных членов государственного совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.
5. александровский зал.
Александровский зал зимнего дворца создан а. П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвящённого памяти императора Александра I и отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф. П. толстого. Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI - XIX веков из Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.
6. геогриевский / большой тронный зал.
Георгиевский (большой тронный) зал зимнего дворца был создан в 1787-1795 годах по проекту Дж. Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Зал был освящён 26 ноября 1795 года в день святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. После пожара был воссоздан архитектором в. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника. Двусветный колонный зал каррарским мрамором и позолоченной бронзой отделан. Над тронным местом помещён барельеф "Георгий Победоносец, Поражающий Копьём Дракона". Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные приёмы и церемонии кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной.
Потолок - металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева, подчёркивая гармоничность художественного облика георгиевского зала.
7. будуар Марии Александровны.
Будуар Марии Александровны, как и её гостиную, оформил а. П. Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменён в соответствии с проектом архитектора Гаральда боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле второго рококо. Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Яркий гранатовый цвет шёлковой ткани - брокатели (шёлк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золочёная мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золочёная люстра, отражаясь в зеркалах на стенах и потолке, дополняет эффектное убранство интерьера, делая его бесконечным, хрупким и грациозным.
8. петровский зал / малый тронный зал.
Петровский (малый тронный) зал был создан в 1833 году о. монферраном и восстановлен после пожара 1837 году в. П. Стасовым. Зал посвящён памяти Петра I: в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина "Пётр I с Аллегорической Фигурой Славы". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра великого в сражениях северной войны - битва при лесной, полтавское сражение. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. Представленные в петровском зале серебряные консоли, торшеры и люстра сработаны петербургским мастером Бухом на рубеже Xviii - XIX веков. Не так давно зал был отреставрирован, получив первоначальную яркость и торжественность.
9. павильонный зал.
Двухсветный павильонный зал малого эрмитажа был создан в середине XIX века архитектором а. и. штакеншнейдером. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приёмами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы. Потолок и аркада, обрамляющая интерьер, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана Слёз" бахчисарайского дворца в Крыму. Шедевром зала, безусловно, являются часы "Павлин", приобретённые Екатериной II у английского мастера Дж. Кокса. 10. Библиотека николая II.
Библиотека была создана в 1894-1895 годах архитектором а. Ф. Красовским. Убранство библиотеки, оформленной с использованием мотивов английского средневековья, декорировано с использованием дерева и тиснёной золочёной кожи. Все детали интерьера и мебель, окна в ажурных переплётах стилизованы под готику резьбой. Важным элементом стал монументальный готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов - геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен - дармштадт, к которому принадлежала императрица. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырёхлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведёт лестница. На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.