Церковь смоленской иконы божией матери.
На левом берегу реки смоленки, на широкой низменности, раскинулось одно из старейших в Петербурге смоленское православное кладбище. Кладбищенские ворота: плавное полукружие желтой арки словно очерчивает окно в иной мир - мир благодатной тишины, сокровенной молитвы и светлой печали.
Шум и суета большого города остаются за церковной оградой. Лишь невесомо кружатся листья да высоко - высоко, в кронах вековых деревьев, перекликаются птицы. На смоленском кладбище вечным сном спят наши далекие - близкие предки, три века подряд талантом и трудом созидавшие величественную северную столицу. А среди изумрудной зелени вдруг вырастает небесно-голубой храм смоленской иконы божией матери с устремленной ввысь точеной колокольней.
По преданию, одними из первых обрели вечное упокоение на берегах черной речки, как тогда называлась смоленка, артельные работные люди из Смоленска. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на васильевском острове поселились те, кого монаршая воля призвала в Петербург. Однако жить было негде. Первое время ночевали под открытым небом; к тому же, из-за дороговизны не хватало съестных припасов. Непривычный образ жизни, тяжкие труды свели в могилу многих. Место захоронения строителей Петербурга нарекли смоленским полем. Официальной датой рождения кладбища можно считать 23 октября 1738 года, когда святейший синод постановил: "В С. - Петербурге Погребению Быть Надлежит на Васильевском Острове у Черной Речки, Между 18 и 23 Линиями, к Какому Месту Дорогу Расчистить от Вновь Наросшего Кустарнику и Поделать Канальцы". В 1756 году стихийно росшее кладбище было благоустроено и обнесено "Городьбой". Первая деревянная церковь на кладбище была была построена заботами императрицы Елизаветы Петровны и освящена после двух лет постройки 30 сентября 1760 года во имя смоленской иконы божией матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 г. теплый михайловский придел.
Каменная церковь была построена в 1786 - 1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Четкость плана, гармоничность пропорций здания отличают архитектуру раннего русского классицизма. 2 июня 1786 года митрополит новгородский и санкт-петербургский Гавриил прибыл на смоленское кладбище и сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы по смоленской речке к самому месту постройки подвозились. Спустя четыре года строительство закончилось.
Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна богослова, где установили иконостас из упраздненной богословской церкви на выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен ее главный придел во имя иконы смоленской божией матери. В облике церкви отразилось влияние принципов зрелого классицизма. Прямоугольное в плане здание увенчивал один большой круглый барабан, плавно переходящий в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с Запада примыкали трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа, отвечавшие настроению окружения.
Этому храму была уготована трудная, но счастливая и долгая судьба. Не потому ли, что сама святая Ксения петербургская покровительствовала постройке? По ночам подвижница тайно поднимала кирпичи на леса и молилась. Дивились наутро строители, но узнав, кто их неизвестный помощник, работали еще усерднее.
Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. В 1807 - 1809 годах архитектор Л. руска выстроил два корпуса кладбищенской богадельни для вдов и сирот духовного звания. Их соединила арка, ставшая главным входом на кладбище. День за днем благоукрашался и каменный смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел.
Тяжелейшим испытанием явилось для храма печально знаменитое наводнение 1824 года. Стихия с особым неистовством на смоленском кладбище свирепствовала. Вода не пощадила даже зарытых в землю гробов. Большая часть памятников была снесена напором волн и падением вырванных с корнем деревьев. С небывалой силой вода хлынула в подвал каменного смоленского храма и уничтожила хранившиеся там книги, архивные документы. В полную негодность пришла деревянная церковь в честь архистратига михаила. На пятый день после наводнения церковь посетил государь император Александр I. государь повелел прирезать для кладбища новый участок земли и похоронить на нем всех погибших от стихии. Храмоздатель и первый настоятель смоленской церкви протоиерей Георгий Петров после наводнения прожил недолго. Он скончался восьмидесяти четырех лет 8 июля 1825 года и погребен под алтарем придела святого апостола и евангелиста Иоанна богослова. Главный памятник ему - храм смоленской иконы божией матери, который, благодаря основательности постройки и прочности глубоко заложенного фундамента, во время наводнения почти не пострадал.
В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика к. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, "Приличный Столичному Кладбищу"; положено начало церковной библиотеке.
Примечательным событием в дореволюционной истории церкви явилось деятельное участие ее духовенства и прихожан в сборе пожертвований на военные нужды во время отечественной войны 1812 года. Позднее церковь содержала богадельню, вдовий дом, церковно - приходскую школу.
В 1932 году из закрытого казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона казанской божией матери. В сентябре 1940 года смоленская церковь была закрыта, казанская икона была передана в князь - владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения советского государства к церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Василевском острове и привлекал огромное количество верующих.
Многие поколения петербуржцев возносили в этом храме молитвы к господу, каялись и причащались, благодарили за богатые и неисчислимые милости. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь смоленской иконы божией матери, северный - в честь иконы божией матери "Милующая", или "достойно есть", и южный - в честь святой блаженной Ксении петербургской. В северной части храма находится рождественский придел, не имеющий отдельного престола.
Иконостас главного придела вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Большинство икон написано профессором живописи петербургской академии художеств и. а. Акимовым. Внимание привлекает большой, писанный на стекле образ божией матери с младенцем, помещенный на горнем месте главного алтаря. Икона исполнена в начале ХХ века для клинического повивального института (ныне институт имени Д. и. Отта) и передана в смоленскую церковь в 1950 году.
Кисти и. а. Акимова принадлежит и главная святыня храма - образ божьей матери одигитрии смоленской, являющийся списком с чудотворной иконы божьей матери, находящейся в Смоленске и сопровождавшей русское воинство в отечественную войну 1812 года. Образ в иконостасе слева от царских врат помещен. Почитанию образа смоленской божией матери на Руси уже более девяти столетий. Византийский император Константин багрянородный, выдавая дочь свою Анну за черниговского князя Всеволода ярославича, благословил ее иконой одигитрии (путеводительницы. Сын Анны, князь Владимир Мономах, в XII веке перенес икону в Смоленск. Смоленская икона огромную роль в истории России сыграла. Через нее божия матерь являла свою помощь в защите нашего отечества от нашествия иноземных завоевателей: от татар - в Xiii веке, от поляков - в XV - Xvii веках, от французов - в XIX веке. Ежегодно, в день престольного праздника 10 августа смоленская икона божией матери с крестным ходом обносится вокруг храма, а затем приносится в часовню святой блаженной Ксении петербургской, где поставляется на гробницу святой.
С благоговением поклоняются прихожане образу спасителя, находящемуся слева перед иконостасом в отдельном киоте. В центральном приделе замечательны и другие намоленные иконы: казанская икона божией матери; толгская икона конца Xvii века с клеймами, изображающими события из истории основанного в 1314 году толгского монастыря; икона святого великомученика и целителя Пантелеимона в житии, перед которой молятся об исцелении от душевных и телесных недугов. Почитаемый образ святителя Николая чудотворца, покровителя плавающих и путешествующих, датируется первой третью Xviii века.
В 1858 году подкупольную часть храма расписал в византийском стиле художник в. в. Васильев, который создал здесь композиции "Воскрешение Лазаря", "воскрешение дочери иаира" и "воскрешение сына наинской вдовы". В колоннах между окнами изображены апостолы, под окнами в парусах - четыре евангелиста.
Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. старец - евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн богослов покровительствует учащим и учащимся.
По благословению митрополита ленинградского и новгородского Григория (чукова) в 1950 году смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы божией матери "Милующая", или "достойно есть". Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм галерной гавани. 24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом.
В северной части храма, за приделом иконы божией матери "Милующая", расположен рождественский придел, который украшает искусно выполненная вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники.
Среди икон рождественского придела - образ мученика Вонифатия (к нему обращают молитвы об исцелении от страсти винопития) и образ святых мучеников гурия, Самона и Авива, перед которым молятся об укреплении семьи.
Южный придел - в честь святой блаженной Ксении петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита ленинградского и новгородского Алексия, ныне патриарха московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года.
В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ божией матери "Всех Скорбящих Радосте (с Грошиками)", или петербургской. В ксенинском приделе особенно почитаются иконы божией матери феодоровская и скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра.
В 1987 - 1988 годах смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Церковь и снаружи преобразилась. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм васильевского острова встречал во всем великолепии. Адрес: ул. камская, д. 24 метро: приморская, василеостровская.
Смотрите ещё информацию об интерьере деревянных домов http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov