Зимний дворец после восстановления.
Восстановленный после пожара 1837 года зимний дворец предстал во всей роскоши и великолепии. В 1850-60 х годах по заказу Николая I и Александра II художники - акварелисты гау, премацци и Ухтомский фиксируют на акварелях интерьеры зимнего дворца - главной императорской резиденции российской империи. Благодаря им (и только им) мы сейчас имеем возможность представить, как выглядели парадные и жилые залы дворца в середине 19 века.
Отделку парадных залов архитектор Стасов не сохранил неизменной, как ему это было изначально предписано, а внес некоторые дополнения и улучшения. Например, иорданская лестница стала более величественной - не деревянной, а мраморной, была украшена множеством скульптур (ранее их не было. Брюллов, оформлявший жилые покои, был более свободен в своей деятельности - и к его работам относятся интерьеры в новом, набиравшем свою силу стиле - историзме. В частности, появляется величественный неоготический александровский зал. Он же создает знаменитую малахитовую гостиную. Уже в 1850 х годах интерьеры некоторых комнат будут изменены арх. Боссе и штакеншнейдером.
Императорская семья заняла северо-западный ризалит дворца, окнами на адмиралтейство и Неву. На первом этаже жили великие княжны - дочери Николая I, на втором этаже - его супруга, сам император выбрал для себя третий этаж. Половина наследника, будущего Александра II, заняла юго-западный ризалит окнами на дворцовую площадь. Детские комнаты окнами во двор зимнего дворца выходили.
На детской половине самой интересной была, конечно, корабельная комната (ныне зал номер 161), расположенная на стороне великого князя Константина, с детства определенного отцом в адмиралы российского флота. В связи с этим главным украшением корабельной комнаты стала яхта, выполненная "по Меркам" дворцовых залов, но со всеми деталями её оснащения. Такой игрушки не было ни у кого. Зимний_ дворецСПб.