Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Японское понимание красоты (часть 1).

10.01.2016 в 14:30

"Можно Сказать, что Понимание Красоты Заложено в Японцах от Природы - от Природы в Самом Буквальном Смысле Этого Слова". В. Овчинников "Ветка Сакуры".
У японцев отношения с понятием красоты и эстетические представления всегда были особыми. Для японцев вечное олицетворение красоты - это природа. Она не меняется, луна и вишни остаются прежними, не переставая волновать сердца японцев.
Японское понимание красоты (часть 1).
Cакура и клен - любимые растения японцев. Сакура цветет всего неделю в году и олицетворяет представление о красоте: все прекрасное печально, поскольку недолговечно. В конце марта - начале апреля все японцы оставляют свои дела и отмечают ханами - праздник любования сакурой. На самом деле все дела не оставляют, уже не средневековье, когда знать могла посвятить целую неделю ничегонеделанию, а сейчас в Японии неделя - это полноценный отпуск. В октябре алым цветом вспыхивают листья японских кленов "Момидзи", и тогда начинается время любования кленовыми листьями - момидзигари (любуюсь момидзи, не выходя из дома) как и цветам сакуры, красным листьям отведен краткий срок существования. Затем ветер эту красоту с крон сорвет. Мимолетность природной красоты отзывается в душах японцев, с детства воспитанных в буддийском понятии "Скоротечности Бытия". Также издревле одним из главных событий осени было любование луной. Заканчивалась уборка урожая - и люди возносили богам благодарность за хороший урожай, молились о том, чтобы в доме был достаток и устраивали трапезу при лунном свете. Треск цикад в Японии всегда ассоциируется с летом, поэтому, как к символу лета - недолговечному, но прекрасному - японцы относятся к цикадам с любовью. Описания лета в японской литературе или в обычных письмах, почти никогда не обходятся без их упоминания. Например, вот начала японских писем, написанных в летнюю пору: "днём и ночью поют цикады. Лето в самом разгаре. ", "Теперь и ночью, как днём - цикады так трещат, что не сомкнуть глаз" (они и правда трещат громко, но ночью намного тише).
Но в природе красота присутствует изначально, это естественная красота, не передающая наш внутренний мир. И, что касается красоты сотворенной, то есть живописи, литературы, чайной церемонии, театра и других искусств, то ее японцы выражают в специфических концепциях.
Мерилом красоты у японцев служит такое понятия, как ваби - саби, что буквально можно перевести как "Скромная Простота": ваби - уединение, воздержанность и "саби" - патина, налёт старины, ржавчина. "Саби, стало быть, - это неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени. Ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты". (В. Овчинников "Ветка Сакуры").
Например, чайный мастер Мурата сюко (15 в. ) сказал однажды: "Мне Безразлична Луна без Облаков", определив саму суть эстетики ваби - саби. Так появилась знаменитая чашка идо, или "Колодезная Чаша". Неяркая глазурь, сквозь которую просвечивает грубая пористая поверхность, несколько капель, случайно застывших у основания, неровные края - все говорит не о совершенстве мастерства, а о чем-то естественном, природном и непостижимом. А в конце XVI века по проекту мастера сэн - но рикю впервые была создана чашка специально для чайного действа - чашка раку. Она была проста и непритязательна внешне, необыкновенно скромна по цвету (эти чашки бывают только черного и приглушенно - красного цвета), но в руках человека она словно преображалась, и каждый, кто прикасался к ней, чувствовал ее живое тепло (видела эти чашки в музее, они на самом деле уютные какие-то.
Представление о ваби - саби также применимо и к традиционному японскому дому, который начинается не с прихожей и не с лестницы, а с небольшого сада около жилища. Даже если места мало, то хозяева все равно стараются высадить рядом с домом хотя бы одно деревце в окружении узора камней. Гармония с природой всеобщая и всепроникающая (у нас садик сбоку от дома, но камней пока нет, зато уже есть сосна и момидзи. В японском доме много природного цвета - разные оттенки коричневого, песочно - золотистого и пенно - морского, цвета соломы и мраморной "Строгости" камня … мебели по традиции мало. Венчает интерьер таконома - специальная ниша, в которой выставлены самые ценные вещи в доме. Причем, они - не обязательно баснословной стоимости. Просто представляют особую ценность и значимость для хозяев - ваза, фарфоровая кукла, все, что угодно. (Это про традиционный дом, где все комнаты - вашицу, а в современных домах иногда даже много мебели и украшений бывает, причем и интерьеры часто европейские, но в них все равно чувствуется влияние японского дизайна. Даже иногда есть дома, где нет вашицу.

Японское понимание красоты (часть 1). 01
Японское понимание красоты (часть 1). 02
Японское понимание красоты (часть 1). 03
Японское понимание красоты (часть 1). 04
Японское понимание красоты (часть 1). 05
Японское понимание красоты (часть 1). 06