Усадьба покровское - Стрешнево.
Московская область.
Сперва здесь находилась деревня подъёлки. Потом село покровское в честь деревянного храма покрова пресвятой богородицы первой половины ХVI века. И наконец - усадьба покровское - Стрешнево, сохранившаяся до 1920-х годов, но не сумевшая пережить всех катаклизмов прошлого столетия. Немало хозяев было у этих подмосковных прежде земель. Но 250 лет владели ими, начиная с боярина Родиона Матвеевича, стрешневы
. Те самые стрешневы, из рода которых происходила вторая жена царя Михаила Фёдоровича Евдокия.
Настоящее дворянское гнездо здесь появляется при внуке Родиона Матвеевича Стрешнева - генерал-аншефе Петре Ивановиче. Это он строит сначала деревянный, затем каменный - в 10 комнат - дом. Выкапывает пруд, разводит фруктовый сад и перестраивает в камне храм. Господский дом был построен в духе елизаветинского барокко с гербами по фасаду, двускатной лестницей перед парадным входом и прочими полагающимися красотами. Внутри находится анфилада из десяти комнат и картинная галерея с коллекцией фамильных портретов.
После восьмых родов жена Петра ивановича Стрешнева скончалась. Умерли в младенчестве семеро детей, осталась только лизонька. Елизавета Петровна с Фёдором Ивановичем Глебовым после смнрти отца обвенчалась. Глебов был значительно старше Елизаветы, был вдовцом и имел от первого брака дочь. Хоть и признавалась Елизавета Стрешнева, что особой любви к нему не испытывала, однако это был единственный мужчина, над которым она могла властвовать и одновременно уважать его. А вот он, судя по всему, крепко любил супругу … жили молодожёны в усадьбе Глебовых на большой никитской в Москве, но отдыхать любили в покровском. В начале XIX века усадьба получила новое наименование: глебово - Стрешнево, либо покровское - глебово. Это связано с двойной фамилией новой владелицы усадьбы Елизаветы стрешневой - Глебовой, т. к. род стрешневых прервался по мужской линии.
После кончины мужа хозяйка перебралась на постоянное жительство в покровское и взялась за переустройство усадьбы. Вместо старого главного дома были выстроены новый трехэтажный (в классическом стиле) и целый ряд дополнительных построек. Нижний этаж дома предназначался для хозяев, второй был парадным, а третий служил для хранения вещей и проживания прислуги. К северо-западному фасаду прилегала полукруглая каменная терраса, к которой с двух сторон вели лестницы, там был вход в залу и столовую, куда обычно поднимались гости.
Вокруг дома был устроен небольшой регулярный французский парк с многочисленными, в том числе мраморными, статуями. Дорожки вели к беседкам в красивых зарослях, а заканчивались у прудов с островами. В этой же части парка были построены шесть оранжерей с плодовыми деревьями. Остальную часть поместья оформили в духе английского пейзажного парка. На обрыве устроили гроты с бьющими ключами, на берегу - каналы - лабиринты и рыбные садки. На речке сделана запруда, посредине которой находился остров с беседкой, к нему вели мостики. Зверинец с многочисленными оленями, козами и редкими птицами, включая павлинов.
После кончины Елизаветы стрешневой - Глебовой в 1837 году имение досталось ее старшему внуку Евграфу Петровичу. Он после себя наследников не оставил и имение перешло к его племяннице - Евгении Федоровне бреверн, вышедшей замуж за князя Михаила шаховского, она получила право передать своим старшим в роду потомкам уже тройную фамилию - шаховские - Глебовы - стрешневы. Покровское перешло Евгении Федоровне в 1864 году и с этих пор стало чаще именоваться покровским - Глебовым.
Она захотела превратить усадьбу в средневековыи древнии замок и у нее это получилось! Архитекторами были построены краснокирпичные величественные башни в псевдорусском стиле, вокруг усадьбы возвели мощную ограду, словно крепостную стену, а над домом возвышалась деревянная построи ка в виде двух башен, был разбит невероятныи по размеру парк.
Архитектору Александру Ивановичу резанову пришлось нелегко: ему предстояло построить нечто среднее между сказочным теремком, московским кремлем и средневековым замком. Башенки, балконы, арки, элементы романской фортификационной архитектуры поверх русского ампира, множество пристроек, флигели и оранжереи плохо сочетались даже на взгляд хозяйки. Часть неаккуратных переходов сама Евгения Федоровна приказала замаскировать гирляндами листьев, сделанных из крашеной жести!
Удивительно, но расширением и ремонтом обветшавшей церкви шаховские не интересовались. Реконструкцией пришлось заняться богатым дачникам. Стараниями П. П. Боткина и архитектора Г. а. кайзера в 1897 году церковь покрова увеличилась почти вдвое, правый придел освятили во имя апостолов Петра и Павла, а левый - Николая чудотворца.
В 1883 году была закончена пристройка для домашнего театра, в 1880-1890-х возвели "Крепостную" стену в псевдорусском стиле.
Между тем, сама шаховская, несмотря на удивительную красоту, считалась человеком злым, суровым, жестким, а порой и жестоким с окружающими, она разделила различные участки своего владения столбами с колючей проволокой, во внутренние участки парка пускала людей только по особым приглашениям, а во внешние по дорогим билетам, сделав покровское - Стрешнево красивым, она будто укрыла его от мира.
По указу княгини в некий гротескный сказочный замок со стенами и башнями была перестроена усадьба, где она жила почти безвыездно, несмотря на виллу в Италии и другие владения в Европе. Будто богатая хозяйка дач и парка что-то скрывала в своем вычурном обиталище.
Только в том случае, если посмотреть в окна цокольного этажа усадьбы, то откроются очень красивые колонны. Ночами тут иногда загорается свет, и мелькает белая фигура графини, в руках которой светильник. Поэтому некоторые считают, что именно тут спрятаны её сокровища, которые призрак графини и охраняет. Причём сокровища эти древние, принадлежали они самой Марине Мнишек.
Про сокровища тоже говорят разное. Связывают их с усадьбой покровское - Стрешнево оттого, что неподалёку то него Тушино, где располагался в своё время лагерь лжедмитрия II. С отступлением "Лжецаря" связана легенда о сокровищах Марины Мнишек - несчастливой невесты двух российских самозванцев. Якобы богатый клад был спрятан в урочище на территории вокруг Тушино, в качестве мест расположения сокрытого сокровища называют алешкинский лес, сходненскую пойму, а также и покровско - стрешневский парк. Дескать, не просто так несколькими десятками лет позже незнатный род стрешневых сумел породниться с русскими царями - помогли проклятые сокровища Мнишеков.
Не стоит думать, что княгиня (в 1892 году она овдовела) была настолько алчной, напротив, она славилась как филантропка. В покровском она устроила, например, первый в России летний оздоровительный приют для девушек - гимназисток из небогатых семей, где они могли проводить два летних месяца под надзором врачей и педагогов - почти "Пионерский Лагерь". В период русско-японской войны в имении обустроили лазарет для раненых.
Ну и, конечно, 1917 год. Большевицкий бардак не пощадил и это имени и 250 лет трудов пошли коту под хвост. После революции в 1921 году здесь был открыт музеи: все интерьеры усадьбы бережно хранили, но в 1928 году музеи закрыли и разорили, а все ценности продали за границу или присвоили себе. С 1970 года тут был организован санатории "Аэрофлота". В 1980- ые в усадьбе начались грандиозные реставрационные работы, но пожар 1992 года положил конец благим начинаниям: очень сильно пострадали интерьеры дома.
Не так давно начата, наконец, реставрация это старинной русской усадьб зздесь восстановили все сохранившиеся постройки: господский дом Xviii - XIX веков, оранжерею, вотчинный храм Xvii века, угловую башенку из красного кирпича. Удалось привести в порядок главный дом и соседние постройки, находившиеся в аварийном состоянии. За десятилетия, пока усадьба была заброшена, заметно повредились кирпичная кладка и деревянные перекрытия, разрушились окна, лепнина потолков, полы и лестницы. Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.
Реставраторам удалось восстановить угловые камины в гостиных, сохранившуюся керамическую плитку, настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Однако большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг, потому что подлинные образцы были утрачены во время войны, а затем в 1990-е и 2000-е. по архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га. Надеюсь, что сил и денег хватит на полную реставрацию и эта усадьба будет снова радовать нас всех своей красотой.