Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Архитектурные элементы: ликбез по терминам (часть номер 2).

23.10.2015 в 22:29

Изысканный архитектурный декор способен придать неповторимый облик любому зданию или интерьеру. Уже во времена античных богов и героев это искусство стало совершенным, видоизменяясь и приобретая новые формы и черты через века. Лучшие его образцы используются мастерами в оформлении и украшении фасадов и внутреннего пространства дома и сегодня. Элегантные архитектурные элементы декора - барельефы, колонны, и пилястры - превращают любое безликое сооружение в уникальное творение.

В данном материале мы хотим вам рассказать о том, какие бывают архитектурные элементы. Это будет некий словарь, вводящий в основы архитектурного декора.


Абака (лат. Abacus - доска) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка. Может быть украшена обломом. Как элемент классического архитектурного ордера в древней Греции появился.


Акротерион (греч. - "Высочайший") - украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. Акротерионы на фронтоне здания греческой национальной ассамблеи в Афинах. В древней Греции акротерионы обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм Афины на острове Эгина, храм немезиды в аттике.
Акротерионы используются не , внимание, только в архитектуре, но и в мебельно - столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерионы можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.
Синонимы - акротерий, акротерт.


Антаблеме? нт (фр. Entablement от Table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.
Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи ренессанса.
Антаблемент без отдельных его частей встречается. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Анты (мн. Ч. лат. Antae, возможно от Ante - "Перед, Впереди") - в архитектуре выступы продольных стен здания, ограждающие обе стороны входа. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил наименование "Храм в Антах". При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.

Апси? Да (от др. - Греч. , Род. Падеж? - свод), абси? Да (лат. Absis) - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой.
Впервые апсиды в древнеримских базиликах появились. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на Восток.

Аркату? ра (От нем. Arkatur, фр. Arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также расчленённой и непрерывной бывает. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре владимиро - суздальского княжества.

Аркбута? н (фр. arc - Boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях.

Архиво? льт (Итал. Archivolto, лат. Arcus Volutus - "Обрамляющая Дуга") - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

А? Ттик (от др. - Греч. ) - декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто рельефами или надписями украшается.
В архитектуре неоклассицизма и ар - деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Балюстра? Да (фр. Balustrade из итал. Balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Основные элементы конструкции балюстрад:
Фигурные столбики (балясины) - монтируются на тумбе и поддерживают перила;.
Тумбы - основной элемент балюстрады, на который ложится основная нагрузка;.
Основание - нижняя балка, которая кладётся между тумбами;.
Поручни или перила - балясины между собой фиксируют.

Бараба? н - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды - паруса, либо тромпы 1, т. е. нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно - колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Бегуне? ц - вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Для этого ряд кирпичей ставится наклонно на ребро. Вместе с поребриком использовался в древнерусской архитектуре.

Бельведер (итал. Belvedere "Прекрасный вид") - вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид.

Веранда - неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к жилому дому, остекленное, не имеющее ограничения по глубине. При этом помещение, к которому она примыкает, кроме второго света через веранду, при необходимости должно иметь независимое естественное освещение.

Ви? Мперг (нем. Wimperg от Windberg - защита от ветра) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Волю? Та (итал. Voluta - завиток, спираль) - архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком ( "Глазком") в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Восьмери? К (в архитектуре) - восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть. При равных периметрах, восьмиугольная форма позволяет получить примерно на 20% большую площадь строения. За счёт меньшей при равных объёмах поверхности достигается экономия строительных материалов, меньшее охлаждение зимой и нагревание летом, а кроме того - улучшение освещения.

Газебо (англ. Gazebo) - смотровая площадка, или бельведер, выполненная в форме башни, купола или садового домика на возвышенном месте для обеспечения широты обозрения прилегающей местности. Название происходит от шуточного слова Xviii века, в котором сочетаются англ. Gaze (взгляд) и латинский суффикс лат. ebo (я буду. В качестве архитектурной формы газебо является ровесницей истории садовой архитектуры: это и китайский смотровой павильон, и летний домик на вершине садовой Горки, упоминаемый философом Xvii века Фрэнсисом бэконом.
Данное наименование следует относить не ко всякому садовому домику, а лишь к тому, с которого открываются дальние виды, или даже к тому, с которого открываются виды во все стороны.

Гильо? ш (от фр. Guilloch? - узор из волнистых линий) - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в класcической архитектуре. Гильоши втречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.
Гильош - элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки.

Ги? Рька - фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных Арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI - Xvii веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов.

Голубе? ц - двускатная, коробовая или килевидная крыша для защиты от непогоды икон и фресок на внешних стенах храмов.
Также - крыша на могильном или поклонном кресте, и вообще - надгробный памятник с схематической кровлей или в форме избушки. Символически - дом умершего человека. В этом значении - также "Голбец". Были запрещены, но встречаются на старообрядческих захоронениях.

Гу? Льбище - терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры.
Гульбище являлось обычной деталью русского частного дома и храма.

Деамбулаторий (от лат. Deambulo из лат. de "за" и лат. Ambulo "Ходить", лат. Ambio - обходить, ходить кругом чего-либо) - кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов; предназначался для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.

Денти? Кулы (от лат. Denticulus - зубец), или "Ордерные Сухарики" - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Десюдепо? рт (От фр. Dessus de Porte, буквально "над Дверью") - декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Как характерный архитектурный элемент барокко получил широкое распространение в Xvii - Xviii веке; парадные интерьеры дворцов этого периода почти всегда включают в себя десюдепорты. Часто встречаются в интерьерах классицизма и периода эклектики, в дальнейшем использование элемента становится редким. В современной архитектуре не применяется, если только речь не идёт о стилизации.

Закома? ра (От др. Русского комара - свод) - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники только декоративное значение имеют. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

Канелю? ра, Каннелю? ра (фр. Cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Карни? з (от греч. ) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.

Карту? ш (фр. Cartouche, от итал. Cartoccio - свёрток, кулёчек) - лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Как элемент орнамента картуш часто употреблялся в позднем ренессансе и барокко.

Кессоны (фр. Caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. Lacuna - "Углубление", "лакуна".

Кнорпельверк (нем. Knorpelwerk Knorpel - хрящ и Werk - работа), или "Хрящевидный Орнамент". Специфическая деталь немецко - голландского маньеризма второй половины XVI - Xvii веков. Представляет собой усложненный картуш, в котором угадываются очертания хряща, гребня морской волны или морды фантастического существа. Создателем кнорпельверка считается голландский скульптор Адам ван вианен (1565-1627.

Колоннада (фр. Colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади.

Контрфо? рс (фр. Contre Force - "Противодействующая Сила") - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

К? Нха - элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны из здания в виде апсид выступают. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана. Крабб (нем. Krabbe) - крюкообразный декоративный.