Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

29 декабря - день рождения Николая Николаевича Сапунова (1880-1912), театрального художника, живописца, графика и сценографа.

29.12.2019 в 19:29

Сапунов появляется в тот период истории культуры, когда в круговороте перемен искусство принимает новые формы, становится центром жизни, ежеминутно меняя ориентиры. Именно в этом культурном вихре, среди "Поколения, Жаждущего Красоты", развивается столь непродолжительное, но яркое, как вспышка, творчество Сапунова - от импрессионистичной светотени к эстетике мирискуссников, символизму "голубой розы", и наконец, к гротеску и примитивизму.

29 декабря - день рождения Николая Николаевича Сапунова (1880-1912), театрального художника, живописца, графика и сценографа.
С юности работы Сапунова отличает особое чувство цвета и света, что роднит его с импрессионистами и символистами. Позже художника театральный мир с его декорациями увлекает. Сапунов как новатор уходит от идеи театрального эскиза и, перенося образы театра на пространство холста в качестве законченной, полноценной работы, создает особый жанр - театральную живопись. За свою недолгую жизнь Сапунов оформляет множество театральных постановок, работает в большом театре, театре Комиссаржевской, создает постановки вместе с Мейерхольдом. Поздние работы автора меняются в сторону обобщения и примитивизма, они наполнены предчувствием гибели.

Николай Сапунов родился в Москве в районе Замоскворечья в купеческой семье. Его отец небольшим свечным производством владел. Роскошь и золото церковных свечей, сад и оранжерея с экзотическими цветами - окружающие мальчика виды и образы развивают в Николае чувство прекрасного, способствуют его тяге к красоте. Он рисованием увлекается.
В 1893 году Сапунов становится учеником и. Левитана, в. Серова, к. Коровина в московской академии живописи, ваяния и зодчества. Затем в течение пяти лет учится в академии художеств в классе а. Киселева. Во время учебы студент путешествует по Италии, где получает предсказание от цыганки о собственной безвременной смерти "от Воды". С того дня ощущение неизбежности уготованной свыше судьбы не покидает художника и играет ключевую роль в его живописи.

ХХ Век отношение к театральному художнику меняет. Из невнятной закулисной фигуры он выходит, наравне с актерами, в центр постановочного процесса. Постановка - это не только действие на сцене, но единое целое из игры, музыки и художественных образов. Первыми спектаклями, где Сапунов проявляет свои особые способности, становятся "Гедда Габблер" Г. Ибсена, и спектакль "гензель и Гретель". Критики замечают, что декорации выполнены в равной степени как для зрителя, так и для актера, так как играющий на сцене буквально растворяется в живописи, становясь цветовым пятном на общем фоне.

Предчувствие недолгой жизни заставляет художника стремиться вперед и не тратить время на сомнения. Страх смерти порождает тягу к шумным увеселениям: так рождается серия "Ночных Празднеств", где уже нельзя найти тающих призраков и балерин. Холсты заполняет разгоряченная праздником толпа народа на фоне балаганов и каруселей. Именно "Карусель" - яркое цветовое пятно - является переломной работой в творчестве Сапунова. Символ народного гулянья одновременно становится символом вечной, но обреченной круговерти жизни.
В начале 1910-х годов Сапунов активно работает в театрах в. Ф. Комиссаржевской, исполняет эскизы декораций к пьесе а. П. Чехова "Дядя Ваня" для александринского театра в Петербурге и для частного театра незлобина в Москве. Выполняет по эскизам а. Головина декорации к балету и. Стравинского "Жар-птица" для первого русского балетного сезона Дягилева в Париже.

В последний год своей жизни Сапунов расписывает интерьер литературного кабаре "Бродячая Собака" - центра культурной жизни серебряного века в Петербурге. Тогда же он собирается осуществить уникальную, но фатальную для себя идею по созданию театрально - карнавального действия "Веселая Ночь на Берегу Финского Залива". В местечке териоки под Петербургом должны были воплотиться его особые идеи: синтез театра и реальности. Зрители, по задумке Сапунова, не должны были сидеть на своих местах, а разгуливать по парку, попадая при этом в гущу балаганных событий.
Замысел сапунова остается нереализованным. Вечно торопящийся и не имеющий своего пристанища художник на 32 году жизни утонул в водах финского залива во время лодочной прогулки. Все другие пассажиры спаслись перегруженной лодки.

Друг Сапунова режиссер в. соловьев публикует свои воспоминания о нем, где сравнивает судьбу художника с мистической историей об итальянском кукольном мастере николо. Кукольник решил оживить свои творения, вложив им вместо сердца часовой механизм. Но он забыл, что марионетки не имеют души, и однажды ученики нашли мастера мертвым.
Работы Сапунова можно увидеть в государственном русском музее, третьяковской галерее, гмии им. А. с. Пушкина, театральном музее им. А. Бахрушина и многих частных коллекциях.

В музее представлен эскиз декорации "Гостиница"зеленый бык" (1910) к пасторали М. а. кузмина "голландка Лиза". Это вариант работы 1910 г. в государственной третьяковской галерее.