Усадьба романтическая Александрия (ясная поляна, гаспра.
Похожее на старинный рыцарский замок, серое здание со стрельчатыми окнами и двумя красивыми восьмигранными зубчатыми башнями является, по мнению архитекторов, наиболее характерным созданием крымской "Готики". Во время поездки по Крыму, 19 сентября 1837 г., в отсутствие хозяина, замок навещал император Николай I в сопровождении большой свиты. В 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине паниной. С 8 сентября 1901 г. по 26 июля 1902 г
. в имении жил лев Николаевич толстой, приехавший в Крым на лечение. Здесь он писал повесть "Хаджи - Мурат" и ряд статей. В советское время в честь пребывания великого писателя санаторий был назван в честь тульской усадьбы "Ясная Поляна". На застекленной нижней веранде дворца Л. Н. толстой принимал а. П. Чехова, а. М. горького, Ф. и. Шаляпина. Здесь с 18 ноября 1917 г. в имении графини с. в. паниной целый год жила семья Набоковых.
В начале XIX века гаспра была маленькой татарской деревушкой всего на 30 дворов, она находилась на противоположной стороне от остановки "Ясная Поляна" справа от которой вход в санаторий.
В 1825 году гаспринская земля, в которую входили ореанда и мыс ай - Тодор была перекуплена Александром I с тайной целью переселиться сюда "Уйдя на Покой" (про усадьбы ореанда и ай - Тодор будут отдельные рассказы.
В в 1829 году в крошечной деревушке гаспра под Ай-петри приобрел земли и построил дворец министр народного образования, близкий друг императора российской империи Александра I, представитель известного и знатного рода Голицыных - князь Александр Николаевич Голицын. Сам князь и до этого приобретал земли недалеко от царских владений между верхним и нижним шоссе. Гаспринское имение назвали в честь императора - "Александрией".
Все дела по обустройству территории и строительству дворца изначально взяла на себя родственница и приятельница княгиня Анна Сергеевна Голицына, владелица соседнего с гаспрой имения в кореизе "Новый Свет", на территории которого сейчас находится юсуповский дворец. Она была выслана из Петербурга в 1824 г. в Крыму ей хотелось строить рай на земле, в чем Голицына действительно преуспела, создав в кореизе вполне доходное винодельческое хозяйство.
Голицына для себя и соседа в гаспре она выбрала стиль модной тогда готической архитектуры и в этом стиле по проекту архитектора Ф. Ф. эльсона соорудила свои усадебные постройки и дворец для а. Н. Голицына.
Инженерными работами руководил архитектор в. Гунт. Возведение дворца и примыкающей к нему миниатюрной, англиканской по типу церквушки во имя св. Троицы продолжалось с 1830 по 1837 г. из переписки между княгиней Голицыной и заказчиком видно, что отделка интерьеров близилась к завершению уже в июне 1833 г. в Одессе заказывали мебель в готическом стиле, с вышивкой личного герба хозяина на голубом и розовом фонах обивки. Воронцовские мастеровые делали дубовую обшивку окон и дверей, имитировали лепниной дубовые потолки, в готические окна фасадов и башен, фланкирующих северный фасад, вставляли цветные стекла.
Много внимания уделялось созданию парка "Александрии" (так называлось имение. Долго искали опытного специалиста. Первое время услугами воронцовского садовника пользовалась. Потом появился собственный мастер - Людвиг кремер. Потребности у владельца были большие, а средств не хватало. В результате обошлись скромными цветниками у стен дворца, одной террасой перед южным фасадом, главной въездной аллеей со стороны северных стен. Остальную территорию занимал английский сад, в котором среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические деревья: платаны, кипарисы, каштаны, кедры. В лабиринте дорожек, среди древних дубов прорыли маленькое озерцо с готической руиной на берегу, через которую пробивался водопад. Гладь воды отражала вершину ай-петри.
Уже в середине 1830-х гг. гаспра стала важной достопримечательностью южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешественников.
Во время поездки по Крыму, 19 сентября 1837 г., в отсутствие хозяина, замок навестил император Николай I в сопровождении большой свиты. На втором этаже дворца, в одной из лучших комнат на мраморном камине впоследствии был поставлен портрет князя а. Н. Голицына, а над ним на стекле надпись карандашом, сделанная рукой императора Николая: "рад видеть портрет, но оригинала никогда не желаю здесь видеть, ибо кого душевно любишь, с тем не расстаешься вечно. Не так ли? Николай, 1837 год. Сентябрь". Все это вместе с портретом накрыто было стеклом и обведено золотой рамой.
В 1843 году Александр Николаевич подал в отставку и через год умер в гаспре. На кладбище георгиевского монастыря сохранилась могила, где нашел свой последний приют князь а. Н. Голицын.
Для гаспры наступили тяжелые времена - события крымской войны не лучшим образом сказались на её состоянии.
При каких обстоятельствах, и на какое время она стала кратковременной собственностью великого князя Николая Николаевича - старшего, так до конца и не ясно. Известно только, что уже в 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине паниной.
В 1890 году, после замужества своей внучки - графини Софьи Владимировны паниной (1871-1957), ей, в качестве подарка, бабушка прикупила в подарок "Имение Гаспра". Через пять лет она капитальный ремонт строения провела.
Графиня Панина строила больницы, школы, помогала голодающим, содержала на свой счет сотни знакомых и совсем незнакомых ей людей, построила в Петербурге для рабочих народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. С целью превращения гаспры в приличное пристанище, в ней были произведены существенные изменения. В 1895 г. капитально отремонтировали дворец, переложили перекрытия башен, наружные стены облицевали под мозаику гаспринским известняком, крышу украсили красной черепицей. Помимо сохранившихся от старых владельцев построек: дворцового флигеля, кухни, дома плодовода, появились новые сооружения: дом управляющего, жилище садовника, оранжерея с теплицами, сторожка у ворот и так называемый "Флигель у Фонтана", предназначенный для проживания гостей.
Земли имения значительно увеличились за счет прикупленных у соседей участков, что в общей сложности составило 27 десятин и 516 кв. Сажен. На севере севастопольское шоссе отделяло имение от земель поселян деревни гаспра. На Востоке граница пролегала вдоль поместья "Ай - Тодор" великого князя Александра Михайловича и "барбо - Кристо" а. а. Бекетовой, на юге - владения заканчивались нижне - алупкинским шоссе; на Западе естественной границей служило русло горной речушки биюк - узень (гаспринки), на другом берегу которой располагались имение графини Е. П. клейнмихель и дача наследников и. Н. Гончарова, в советские времена получившая название "Чам - агач" (с татарского - сосна, сосны, или чаще употребляемое слово "сосняк"), что вполне соответствовало наличию там целой рощи из этих деревьев.
В делах имения за 1921 г. сохранилось краткое описание парка. Приведем его с некоторыми купюрами. "Большая часть деревьев - дубы, ясени и дикие каштаны, - очень старые, по сто и более лет. До 1905 года делались посадки сосны, китлантуса, лавров, магнолий, кипарисов и маслин". Отличительной особенностью цветников было наличие там огромного количества роз разнообразных сортов и видов: "площадка перед дворцом, вокруг фонтана, часть парка возле южной стороны дворца и одна сторона шоссе в пределах парка обсажены штамбовыми, кустовыми и вьющимися розами. Всего роз около 1000 кустов. Своим цветущим состоянием усадьба во многом обязана неутомимым трудам опытного управляющего карла Христиановича класена, проработавшего у паниной без малого 20 лет. При нем производился капитальный ремонт старых и строительство новых сооружений, украсился парк. Сад, огород и виноградники стали полностью обеспечивать потребности многочисленных постоянных и временных обитателей.
Особенно славился своими вкусовыми качествами сладкий и душистый сорт столового винограда александрийский мускат. В ухоженных цветниках и на аллеях парка круглый год цвели розы, тюльпаны и фиалки. Для украшения домов из петербургского дворца привезли много красивых вещей и живописных полотен, среди которых имелись картины старых итальянских, фламандских и голландских мастеров.
Именно в гости к Софье Владимировне паниной приезжал с 8 сентября 1901 года по 26 июля 1902 года лев Николаевич толстой, когда ему потребовалось восстановить силы после тяжелой болезни. Завороженный природой гаспры, он любил прогуливаться по аллеям, кататься на коне по царской тропе. Старинный дворец с просторными комнатами, мраморные лестницы, зимний сад, великолепный парк с фонтанами поразили писателя. Во дворце есть музейная комната Л. н. толстого. Здесь он писал повесть "Хаджи - Мурат" и ряд статей. К толстому в гаспру приезжали чехов, Куприн, горький, Шаляпин. В память об этом событии, уже в наши дни усадьба получила название "Ясная Поляна" (так называлось родовое имение толстого под Тулой. В 1917 году имение на целый год приняло семью Набоковых.
Гаспринский дворец в это время представлял собой двухэтажное здание из гаспринского известняка с двумя угловыми трехъярусными башнями, общей площадью 144 кв метра и высотою - 20 аршин. У него было 8 наружных дверей, 19 "Готических" окон и 8 балконных, 8 голландских печей и 4 камина, 4 прихожих, 12 жилых комнат. Внизу имелись четыре просторные комнаты, сообщающихся с большим холлом. В восточном кабинете стояли петровские стулья с изогнутыми инкрустированными спинками и сидениями, обитыми английским ситцем с рисунком зеленых лавровых гирлянд по розовому фону.
На стенах висели картины Ярошенко, хромолитография "Сикстинской Мадонны", портреты Бакуниных, Бетховена, толстого и Гете. Наиболее стильной и привлекательной должна была казаться гостиная в готическом духе, где стоял рояль промберга, несколько этажерок для нот орехового дерева и один пюпитр красного дерева. Стены были сплошь увешаны картинами в богатых золоченых резных рамах. В столовой зале помещались большой буфетный шкаф, зеркало. На камине стояли часы черной бронзы на подставке черного мрамора с группой "Деметра и Прозерпина". На стенах также висело несколько живописных полотен, а в придачу - четыре фотографии с картин горшильда с кавказской тематикой.
В северной комнате второго этажа, похоже, служившей князю Голицыну спальней, висел его портрет и три вида работы художника Н. Г. Чернецова. В рядом расположенной библиотеке находилось восемь книжных шкафов с украшениями в готическом стиле, затянутых изнутри зеленым коленкором. Их делали из дуба, тогда как материалом для мягких, обтянутых серым с белым кретоном стульев, служило ореховое дерево. Тут же лежала подзорная труба, явно припасенная для любования дальними окрестностями с террасы второго этажа.
Судя по обстановке, нижняя застекленная терраса, на которой, пока позволяло время, проводил свои дни Л. Н. толстой, сохраняла после него мемориальный характер. Там стоял гарнитур плетеной в зеленую сетку мебели, множество диванчиков, стульев, кресел, столов, кушетка. Лежали золоченые доски со статьями, две пары шахматных досок, шашки и домино. Тут же почему-то оказались 1165 томов книг и журналов на иностранных языках, но, к сожалению, книги не сохранились до наших дней. После смерти класена, возложивший на себя обязанности управляющего имением, он, по-видимому, занимал предназначенный для него дом, в самом дворце жили отчим с. в. паниной - Иван Ильич петрункевич с женой Анастасией Сергеевной. Под гаспринским кровом сестры петрункевич оказались в 1917 г. в связи с событиями революции. Кроме них тут поселился их двоюродный брат Илья Иванович петрункевич с семьей.
Здесь с 18 ноября 1917 г. в имении графини с. в. паниной целый год жила семья Набоковых. Дом, в котором писал Набоков стихи, стоял прямо перед оградой усадьбы. На севере из его окон была видна татарская сакля деревни гаспры. Эти признаки заставили искать заветный дом непосредственно у северного въезда в усадьбу, справа от ворот. По словам старожилов гаспры это здание перестроено из остатков прежнего, разрушенного во время второй мировой войны.
Советские времена в Крыму не были столь мучительными для гаспры. В 1921 г в нем открылся санаторий для ученых и деятелей культуры. Санаторий "Ясная Поляна" - первая здравница южного берега Крыма. Она начала работать с 1922 года. С 1947 года санаторий стал называться "Ясная Поляна", в память пребывания здесь великого писателя Л. Н. толстого. Отдыхали в разное время поэт осип Мандельштам, художники Михаил Нестеров и Александр осмеркин, композитор Дмитрий Шостакович. У всех у них гаспра свой след в жизни оставила.