Трагическая судьба советских хрущевок в Японии: прошлое и будущее данчи.
Некогда ставшая реальностью идея о лучшей жизни, национальная гордость, решившая жилищные вопросы страны, теперь - лишь угнетающий пережиток прошлого и градостроительная проблема. Речь идет о данчи, японских панельных домах. С советскими "Хрущевками" их роднят не только планировочные и конструктивные идеи, но и судьба. Глубоко вошедшие в культурный код страны и ставшие объектом ностальгии, данчи совсем скоро останутся в прошлом.
Традиционная японская архитектура не знает ни многоквартирной, ни массовой застройки. Однако жилищный вопрос, стоявший на повестке дня в послевоенной Японии, требовал срочного решения: города росли, технологии развивались, а вместе с тем увеличивалась численность населения. Необходимо было спроектировать универсальное здание, которое, с одной стороны, отвечало бы новым идеологическим требованиям страны, с другой стороны, обеспечивало эффективность, скорость и дешевизну строительства.
Для достижения этой цели в 1955 году на волне экономического бума была создана "Японская Жилищная Корпорация", задачей которой было проведение исследований и создание идеального плана для будущих построек. Поиски были закончены, когда японские архитекторы и интеллектуалы вернулись из поездки в Ссср, а вместе с собой привезли поразившие их чертежи советских "Панелек".
Советская "Хрущевка", пришедшая на смену малоэтажному коммунальному жилью, идеально отвечала требованиям японского правительства. Во-первых, её возведение за счет использования панелей было не только значительно более дешевым, но и быстрым. Во-вторых, "Хрущевки" разрабатывались как часть автономных микрорайонов, в которых была вся необходимая для жизни белых и синих воротничков инфраструктура: школы, детские сады и магазины. В конце концов, планировка "Панелек" с отдельным санузлом, кухней и комнатами подходила для всё более распространявшегося как в Японии, так и в Ссср типа нуклеарной семьи.
Хотя в следующие десятилетия они претерпели изменения, фасады первых данчи и советских типовых многоэтажек кажутся практически неразличимыми. И в Японии, и в Ссср дома - коробки с большими окнами и открытыми балконами (которые в стране восходящего солнца сохраняли свою функциональность и без остекления) массово заполоняли периферии больших городов.
Результаты кросс - культурного эксперимента нашли свое отражение в интерьерах японских данчи.
Какую планировку выбрать: "Книжку", "распашонку" или "трамвай"? Едва ли такой вопрос стоял перед первыми счастливыми обладателями нового жилья в Японии. В отличие от советских "Хрущевок", перепланировка которых до сих пор может оказаться непростой задачей, в первых японских многоэтажках комнаты разделялись скользящими дверьми - фусума. Подобные конструкции появились ещё в эпоху хэйан (Viii - XII вв. ) В домах аристократов. Наравне с ширмами и жалюзи, они организовывали пространство больших залов, позволяя спасаться от жаркого солнца и проветривать помещение. Использование фусума в интерьерах позволяло сохранить традиционную для японской архитектуры триаду "Пустота - Промежуток - Тень" даже в многоэтажных зданиях.
Безусловно, квартиры в данчи различались: варьировалось количество спален, во многих постройках появились и небольшие гостиные. Тем не менее, такая маленькая площадь не оставляла возможности жить большой семьей многопоколенного типа, как в довоенное время, в связи с чем "Хрущевки" были особенно популярны у молодоженов, желающих вести отдельное от родителей хозяйство.
Ещё одним новшеством японских "Панелек" были хорошо оснащенные кухни. Из маленьких далеких комнатушек они в полноценный центр жилья превратились. Такая планировка отражала укрепление роли женщины в обществе и его обновление в целом.
Привлекала жителя Японии середины ХХ века и передовая меблировка квартиры: запирающиеся металлические двери, раковины из нержавеющей стали, туалеты со смывом. Постепенный отход от привычной многофункциональности комнат, необходимой для традиционной семьи, состоящей из нескольких поколений, привел к распространению стационарной мебели. На смену низким столикам и футонам - хлопчатобумажным матрасам, пришли диваны, шкафы и кровати. До сих пор в интерьере квартир данчи иногда можно встретить неожиданный ансамбль: мебельную "Стенку" в окружении фусума и татами, традиционного японского соломенного коврика.
Благодаря быстрым темпам строительства и доступности квартир уже в 70-е годы ХХ века жилищный кризис в стране разрешился. Упадок экономики в 90-е годы повлиял на состав семей: молодежь начала позже вступать в брак и реже заводить детей. "Хрущевки", как советские, так и японские, начали терять свою актуальность. Времена их расцвета позади остались. Многие "Панельки" с тех пор обветшали и пришли в аварийное состояние.
Критики "Хрущевок" обеих стран отмечают, что они были сооружены с использованием теперь уже устаревших технологий и материалов и не отвечают современным требованиям безопасности. В них мало места, они рассыпаются и покрываются грибком и трещинам.
Действительно, в Японии районы, заполненные данчи, являются значительной социальной проблемой: зачастую в этих домах обитают маргиналы, малоимущие, иммигранты и одинокие пожилые люди. Типовая "Панелька", бывшая передовым сооружением полвека назад, теперь становится символом упадка и разрушения. Так, во многих мангах и аниме трагические или пугающие события разворачиваются именно в пространстве данчи.
В обеих странах взят курс на снос типовых многоэтажек и строительство на их месте новых зданий. И хотя некоторые "Хрущевки" были модернизированы и адаптированы для современной жизни, пройдет ещё десять, двадцать лет - и одно из главных достижений индустриальной архитектуры второй половины ХХ века станет лишь историей.