Я побывала в таком интересном месте вчера!
Особняк кельха на Чайковского, наверняка слышали. С конца 90-х здесь дом юриста. Поверьте, тут есть на что посмотреть. Любопытна не только история строительства и отделки здания. Не менее любопытна судьба его владельцев - супружеской четы кельхов, особенно когда рассказывает историю человек, действительно увлеченный темой.
С фасада несколько мрачноватый особняк не сразу выделяется на фоне других помпезных строений по соседству. Но готический павильон во внутреннем дворике и особенно интерьеры здания поражают воображение. Ровно об этом и мечтала владелица особняка варвара Петровна кельх (в девичестве Базанова), внучка иркутского золотопромышленника, купца первой гильдии Ивана Ивановича Базанова. После смерти отца и деда она вместе с матерью - невесткой купца Базанова - Юлией Ивановной - унаследовала его колоссальное состояние.
Однако фамильными капиталами женщины распорядились весьма нетривиально.
Юлия Ивановна, переехав вместе с дочерью в Москву, тратила миллионы на благотворительность и это стало смыслом всей ее жизни. А подросшая Варенька матери помогала.
В 1892 году варвара вышла замуж за старшего сына небогатого дворянина Фердинанда кельха - Николая, а через год после скоропостижной смерти первого мужа - уже в 1894 году - за его младшего брата Александра, который заменил отца новорожденной дочери варвары и Николая.
Злые языки поговаривали, что варвара Петровна поставила целью жизни войти в высшее петербургское общество. Отсюда якобы и строительство роскошного особняка и ее страсть к драгоценностям … каждое пасхальное воскресенье Варенька получала от мужа усыпанное драгоценными камнями пасхальное яйцо с секретом из мастерской фаберже.
Правда, те же злые языки утверждали, что эти "Подарки" Александр покупал по распоряжению и на деньги жены.
Ее коллекция пасхальных яиц была самой известной после коллекции императорской семьи.
По роскоши особняк кельха многие дворцы петербургской знати опережал.
Внутренние интерьеры здания были выполнены в модном тогда стиле историзма. Каждое помещение соответствовало определенному стилю: готическая столовая из ореха, белый (концертный) зал в стиле "Второго Рококо" с многочисленными зеркалами и лепниной, залы в стиле барокко, модерна и ренессанса. Вся отделка сплошь из натуральных материалов, в том числе великолепная беломраморная лестница из настоящего каррарского мрамора. Изумительные витражи и огромный резной камин в столовой. Дивные скульптуры в вестибюле и восхитительное мраморное скульптурное панно самой Марии Диллон в белом зале.
По оценкам современников на убранство особняка семейство кельхов потратило значительную часть базановского наследства.
Однако молодые супруги не были счастливы в этом поистине дворцовом великолепии (на мой вкус слишком вычурном для частного дома.
В 1904 году, вскоре после такой масштабной перестройки варвара Петровна уехала в Париж, оставив мужа и дочь в Петербурге, чтобы уже никогда более не вернуться в Россию.
"Вся жизнь пошла наперекосяк, - писала она мужу. Всегда я только вашего брата любила".
Может и правда, перефразируя сразу двух великих, "чем больше женщину мы любим, тем больше меньше она нас …".