Продолжение. Начало читайте в предыдущем посте.
Бесценными художественными памятниками являются мозаичные композиции 1970-х годов, созданные советскими монументалистами для трех различных объектов: автовокзала, кинотеатра и спортивного института.
Огромное мозаичное панно советского художника - монументалиста Юрия Константиновича королева "Моя Родина" было создано в 1972 году в здании автовокзала на щелковском шоссе. Поднимаясь по трехмаршевой лестнице на второй этаж, пассажиры попадали в двусветный, открытый на оба фасада зал ожидания. Во всю восточную торцевую стену, обращенную в сторону выезда из города, находилось мозаичное панно. Благодаря балконам и лестницам обзор этого панно был возможен с различных ракурсов.
Мозаика королева состоит из нескольких композиций, связанных одной тематикой - любовью к родине и семье. Каждая из них - это не просто изображение, а символ того или иного явления, вместе создающие образ России, рассказ о ее прошлом и будущем, ее ценностях и достижениях. Композиционный строй этих фрагментов экспрессивен, они отличаются точностью рисунка и живописностью колорита. Крупные фигуры, расположенные свободно на полотне мозаики, с большим пропуском, имеют внутренний динамизм и обладают значительной выразительностью. Они сочетают в себе характерные черты реальных образов эпохи и типическое обобщение. Художник почти отказывается от деталей, обращаясь к более обобщенному, романтизированному образу, благодаря чему мозаичная картина воспринимается как целостная эпопея.
Таким образом, если вспомнить оформления других вокзалов, аэропортов, то станет понятно, что выбор Королевым темы для мозаики уникален. Традиционно вокзал приветствует приезжего изображениями характерными для этого города. Королев же впервые обратился к человеку уезжающему, скорее даже возвращающемуся домой из суетной столицы. Отсюда тот образный строй мозаики с интонацией задушевности, подчеркнутый лиризм и некоторая нотка грусти, присущая дорожным хлопотам. А среди изображений можно найти и те, что говорят о тех краях, куда ведет дорога с этого автовокзала.
Мозаичное панно имеет четкий ритм построения и конструктивную ясность формы. Не смотря на общий динамизм всей композиции, каждая сцена замкнута в себе и обладает завершенностью.
Центральное место в панно занимает изображение двух женщин (старой и молодой) с детьми. Первоначальное название этого сюжета "Россия и Матери ее". Мать и дети - центр мироздания у королева. Рядом с изображением семьи внизу две небольшие композиции: "Глухарь" и "натюрморт с крынкой". Они обе ассоциации родного дома вызывают. Токующий глухарь - образ весенней пробуждающейся природы и вместе с тем - аллегория любви. Хлеб, яблоки и крынка с молоком символ гостеприимства, сродни традиционному "Хлеб-соль". Справа от крынки безошибочно узнаваемое изображение Льва. Его создал древнерусский художник на фасаде дмитровского собора во Владимире. Путь туда так же лежит с автовокзала. Но вместе с тем лев - это хозяин и хранитель дома. Такой же узнаваемый силуэт у самого правого вверху рисунка - стройная церковь покрова на Нерли - символ древней культуры в образном строе мозаики и еще одна остановка междугороднего автобуса.
Голубой простор в еще одной важной композиции "Космонавт". Это образ современности, какой она представлялась в 1970-х годах. А рядом с космонавтом летит гусь. Совсем уж необычное соседство. Но королев органично соединяет их единой цветовой гаммой, пластикой форм. Это связь прошлого и настоящего, мира природы и техники. Они не борются друг с другом, а взаимодополняют, объединяют важные гуманистические ценности.
Весной 2017 года здание щелковского автовокзала было снесено. Мозаичное панно "Моя Родина" должно было погибнуть вместе с ним, так как не обладало статусом объекта культурного наследия. Но громкое имя автора, вмешательство активистов и сотрудников государственной третьяковской галереи сделали свое дело, и мозаичное панно было демонтировано. Несколько лет оно в разрезанном состоянии на складе провело. Понадобились новые усилия активистов, в том числе и сотрудников нашего музея, чтобы панно было передано на реставрацию.
В 2020 году в студии мозаики "Тессера", специализирующейся на реставрации мозаичных панно в составе объектов культурного наследия, была проведена научная реставрация мозаики королева. Обновленной мозаике не нашлось места в новом огромном здании автовокзала, ей было определено место снаружи, возле восточного торца, смотрящего на Мкад. Специально для мозаичного панно был построен огромный стеклянный короб, внутри которого находится плита 15 х 6 метров, на которую и монтировалась мозаика.
Одной из лучших работ художника - монументалиста Бориса Петровича Чернышева стало оформление мозаичными панно интерьеров кинотеатра "Первомайский" (арх. Д. солопов и М. казарновский, при участии инженеров Ю. дыховичного и Ю. Розовского, 1969) на первомайской улице, д. 93. У Чернышева своя особая техника кладки, отличающаяся от классических римской и флорентийской мозаик. Художник раскладывал камень по цветовым сочетаниям, а дальше, исходя из замысла, создавал уникальный образ. Он почти не обрабатывал природный камень, часто используя его естественную живописную фактуру с выветренностями, патиной, минерализацией. Его камни лежат с большими интервалами, каждый из них на своем месте. Природный камень комбинировался с цветной смальтой, стеклом, полированными кусками мрамора. Они вдавливалась, вжимались в серо - бурую основу - цемент. Этот видимый грунт между камнями в произведениях Чернышева имеет такую же эстетическую значимость, как и основной материал. Именно Чернышев впервые в советском монументальном искусстве придал ему такое значение. Поверхность стены имела грубую, брутальную, но живую и трепетную фактуру с живописным светорельефным характером. Все вместе заставляло звучать оттенки цвета, вызывая эмоциональную непосредственность и создавая целостное восприятие произведения.
Посетитель встречался с мозаиками, зайдя перед сеансом в кафе - бар кинотеатра на нижнем этаже. Протяженная стена бара состояла из крупных, точно выдержанных по цвету природных камней от песчаника до мрамора и гранита. Казалось, что это естественная дикая стена скального грота, где в глине свободно, но подчиняясь внутреннему ритму, то изгибаясь, то вытягиваясь в пунктирные линии, разместились куски камней различной величины. Среди них с определенной ритмичностью поместились небольшие станковые панно, выполненные из шамота и цемента. Это пластически выразительные рельефные изображения с применением росписи и элементов мозаики. Художник собрал здесь практически все свои наработки в монументальной технике, показал возможности материалов, Находки выразительности сюжетов, отточенных за предыдущие годы.
На разном расстоянии этот монументальный ряд то воспринимался как калейдоскоп случайных камней, то вдруг проступал четкий контур лица, а ряд круглых камешков естественным образом становился абрисом фигуры. Изображение словно фокусировалось с каждым приближающимся шагом. Образ человека рождался из гармонии природного камня.
Почти все панно в кинотеатре были созданы Чернышевым в более ранние годы, для разных проектов, по тем или иным причинам не осуществленных. Некоторые из них повторены здесь с небольшими творческими изменениями. Казалось бы, разрозненные фрагменты не могут существовать в гармонии и создавать синтетическое единство. Но специфика расположения панно в свободном пространстве архитектуры, создание композиции непосредственно на месте, точность масштабов, выверенные ритмика и колористическая гамма заставляют воспринимать их как единое целое, как некую песнь о красоте и гармонии человека.
Повествование продолжалось за стеклянной стеной, отделяющей бар от уютного внутреннего дворика, находящегося с ним в визуальной связи. Его объем был расположен немного ниже уровня улицы с восточной стороны здания кинотеатра. В этом дворике, окруженном стеной, находилось летнее кафе. Камерное, замкнутое пространство дворика также было украшено по периметру мозаиками Чернышева.
Камни, используемые в фоне стены, здесь ярче и контрастнее, они уложены самыми причудливыми гранями и углами. Мозаичные панно более темные, "Вплывающие" в массу стены. Женские лица скорее как декоративные красочные пятна, черты лица обобщены, нет конкретности. Цветовая гамма становится богаче и звучнее, экспрессивнее благодаря контрастам поверхностей: светлого полированного мрамора и тяжелого темного гранита, теплого мягкого песчаника и грубой массы цементной стены. Кладка мозаик более свободная, играющая, создающая живописный слой. Все подчинено определенному ритму, словно накату морской приливной волны.
Монументальные работы в кинотеатре "Первомайский" не только одно из самых выразительных и целостных произведений Бориса Петровича Чернышева, но и самое последнее, невольно ставшее заключительным аккордом его жизни. Художник во время монтажа умер. Открытие кинотеатра происходило уже без чернышева.
В декабре 2020 года здание кинотеатра "Первомайский", просуществовав 51 год, было полностью снесено. До этого мозаики были демонтированы и вывезены, настоящее местонахождение неизвестно.
Еще одна мозаика находится на здании института физкультуры и спорта, построенного в 1973 году (ныне российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Во всю фасадную стену главного здания размещена монументальная мозаика "Эстафета" (размер 13 х 24 м, смальта, камень), созданная художником - монументалистом Клавдией Александровной тутеволь.
Огромное по размерам панно удачно вписано в окружающую строгую архитектуру. Оно не только внесло художественный акцент, но и придало значительность всему архитектурному ансамблю, став его зрительным и идейным центром. Полная экспрессии и динамизма трехфигурная композиция мозаики выражает идею преемственности в передаче знаний, опыта и мастерства. Могучие и гибкие фигуры спортсменов показаны в стремительном беге. Это типические образы молодых атлетов.
В центре панно на переднем плане изображена девушка, она надежно держит факел с олимпийским огнем, передающимся спортсменами по эстафете. Две фигуры мужчин на втором плане легкоатлеты. Запечатлен момент передачи ими эстафетной палочки. Это не просто спортивная борьба, но и эстафета поколений. Направление движения у всех фигур одно - за белым голубем мира, помещенным в верхнем левом углу панно. Несмотря на всю убедительность бега, композиция как бы замыкается, и три фигуры компануются в единую монолитную группу, вписанную в своеобразную сферу. Благодаря этому мозаичное панно приобретает классическую уравновешенность. Сильные, плотно вычерченные фигуры, героизированные образы заставляют вспомнить лучшие произведения учителя тутеволь художника а. а. Дейнеки.
Еще несколько мозаичных и рельефных панно, созданных для спортивного комплекса московского электролампового завода (мэлз) на измайловском острове в 1970-е годы, были недавно утрачены, в связи со сменой владельца.
Проблема, связанная с сохранностью монументального наследия, касается не только нашего района Измайлово. По стране идет настоящая война с монументальным наследием. За последние годы из-за небрежения десятки подобных работ потеряны. Еще больший урон, измеряемый в сотнях произведений, причинен сознательно - собственники зданий не понимают, не хотят увидеть, какое богатство им досталось. Очевидно, что работы советских монументалистов часто самого высокого художественного уровня, , внимание, только в силу величины размера и неотделимости от архитектуры, не могут стать музейными экспонатами. Рядом с именами этих художников давно стоит шлейф регалий: народный, заслуженный, лауреат государственной премии и т. д. мы стремительно теряем лучшее из советского прошлого. Необходимо, чтобы эта обширная область творческой деятельности охранялась и изучалась наравне с другими видами искусства.