Немножко истории о семье харитоненко.
Натальевка. Имение сахарозаводчика харитоненко.
На северо-западе харьковской губернии, богдуховском ее уезде на живописной опушке соснового леса в 80-х годах ХIX века возникла усадьба. Был построен двухэтажный дом с балконами и террасами, увитый зеленью а близрасположенный лес преобразован в прекрасный парк. Все здания и даже аллеи парка были электрофицированы. Были построены первоклассные конюшни с крытым манежем и многочисленные птичники, "Фазанерии", козлятники и т. д.
Скакуны натальевского конного завода победы на столичных ипподромах одерживали. Хозяйство было поставлено на широкую ногу и вскоре стало образцовым. Было на что посмотреть. И все же, полагаю рассказ об усадебной и хозяйственной частях имения отложить на потом, а в начале показать главную и единственную дошедшую в относительной сохранности святыню - спасо-преображенский храм.
"Богатый как Крез, Щедрый как Меценат", так говорили о Павле Ивановиче харитоненко его современники. Тысячи людей нашли возле него свое безбедное существование и даже когда докладывали, что такой-то обобрал тебя на сто тысяч, Павел Иванович благодушно отвечал: " с кого же и брать, как не с нас! " Что тут еще скажешь.
Павел Иванович особенно был способен был разглядеть, применить и по достоинству оценить талант каждого человека. При поиске архитектора для строительства храма выбор пал на молодого Щусева. За плечами его к тому времени уже был опыт восстановления разрушенной еще при Батые церкви Василия великого в Овруче ( построенной Петром Милонегом), троицкий собор почаевской лавры, русский павильон на всемирной выставке в Венеции. Щусев не был конъюнктурен, никогда не говорил о стилизации и всегда о "Вчувствовании", что собственно и было необходимо Павлу Ивановичу.
Построили храм в трехстах метрах от усадебного дома, в лесу, на опушке.
В помощники Щусев себе взял архитектора рухлядева. Приглашены также были скульпторы коненков и Матвеев, художник Савинов. Мозаичную икону "Спас Вседержитель" на западном фасаде предположительно выполнил Н. к. Рерих.
Основные чертежи были выполнены еще в 1908 году, строительство же велось с 1911 по 1913 год. Интерьеры храма были расписаны в духе древнерусской живописи. К сожалению роспись не сохранилась - в безбожные времена церковь использовалась то под котельную, то под биллиардную, то под библиотеку. Во внешнем убранстве храма использованы рельефы, выполненные в основном Матвеевым. На западном фронтоне храма он создал монументальное резное полотно "Преображение", обрамленное растительным орнаментом. Пилястры у входа, украсил 24-ю розетками с изображениями избранных святых.
Стены церкви снаружи - резными вставками и двумя горельефами Христа. Все эти святыни были куплены на аукционах средневековых ценностей и привезены из Франции и Италии.
На южном фасаде, сразу за пилястрами вырезана своеобразная визитка артели резчиков и отделочников, что как раз свидетельствует о желании харитоненко увековечить имена всех зде потрудившихся.
Говорят, что знаменитый коненков, всегда старательно избегавший тесного общения с меценатами, лично прибыл в 1913 г., чтобы проследить, насколько точно резчики справились с его заданием, остался недоволен и уже сам вырезал распятие на бледно-желтом известняке.
О чем свидетельствует его резная подпись, внизу слева от голгофы.
Расчетливо по всему фасаду расставлены маленькие окошки, порождающие внутри храма сумрак вечности и таинственности.
На северном фасаде, близ пилястр вырезана памятная надпись: "в лето от создания мира 7419 от рождества же господа нашего Иисуса Христа 1911 месяца июня в 29 день в царствование императора НиколаяII Александровича в имении натальевка в присутствии владельцев имения действительного статского советника Павла Ивановича харитоненко с супругой верой Андреевной и сына Ивана Павловича, дочерей их Елены Павловны олив с супругом Михаилом Сергеевичем и Натальи Павловны светлейшей княгини гочаковой с супругом Михаилом Константиновичем, внучек Ирины и веры графинь стенбок заложен храм во имя всемилостивейшего спаса в знак милости божией явленой роду харитоненко. Строитель храма академик Щусев, помощник архитектор рухлядев. Освящен храм сей лета 1913 месяца июня в 7 день".
Церковь представляла собой также своеобразный музей древнерусской иконописи и церковной утвари. В храме находились редчайшие девять икон деисусного чина новгородского письма. Часть икон собранных харитоненко была показана на выставке иконописи и художественной старины в Москве, на съезде художников в 1911-1912 годах, в дни празднования 300-летия дома Романовых. Стоимость выставленных икон оценивалась в сумму около 150 тыс. Рублей. Коллекция икон Павла ивановича считалась третьей по значимости в Росси. После 1918 года почти все работы были вывезены из натальевки и хранятся сейчас в третьяковской галерее и других музеях.
В газете "Харьковские Ведомости" от 20 ноября 1913 года читаем: "П. и. харитоненко - редкий по религиозности человек. Исключительно его стараниями в прошлом году (1913) в имении "Натальевка" выстроен редкой архитектуры храм, на который покойный израсходовал свыше 350 тысяч рублей". Неисповедимы пути господни. Да, вскоре после осящения храма Павел Иванович харитоненко скончался, успев зажечь свечу господню построив храм в своем имении.
В 1998 году в натальевке побывал правнук Павла Ивановича харитоненко - Владимир Владимирович Мусин - Пушкин и отметил, что: "Церковь на Русском Кладбище Сент - Женевьев - де - Буа под Парижем Немного Напоминает эту, в (Натальевке), Только та Несколько Меньше". Мы же вернемся сюда еще раз, что бы осмотреть саму усадьбу и ее замечательную хозяйственную часть.