Недалеко от Смоленска есть посёлок флёново, который до революции, собственно говоря, вообще был хутором, рядом с ним находилась усадьба талашкино.
В конце девятнадцатого века владелицей усадьбы стала потрясающая женщина - княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Многранная личность! Граней у нее было предостаточно: училась пению и живописи, страстно любила и собирала произведения древнерусского искусства, привечала художников, спонсировала "Мир Искусства", занималась образованием крестьян, поддерживала народные промыслы, а после эмиграции стала профессиональным художником - эмальером и написала познавательные мемуары "впечатления моей жизни"
. Только что купленное флёново там описано так:
"Кроме высокой горы возле усадьбы, на которой росли огромные сосны, ели и липы, да широкого, чисто русского вида с горы, в имении не было решительно ничего - покривившийся дом, несколько сгнивших построек годны были только на слом. Но зато вид с горы действительно редким по красоте был. По огромному необъятному пространству, по мягким склонам холмов ютились деревушки, среди самых разнообразных и разноцветных полей, разбросанных, как ковер, горящий на солнце прихотливыми пятнами во всех направлениях. Кое-где выделялись между ними небольшие перелески, а на горизонте тянулся лес едва заметной тонкой темно-синей полосой. Даль необъятная, теряющаяся в синеватой дымке, простор и покой. Вместо построек, годившихся только на слом, во флёнове выросли сельскохозяйственная школа, интернат для учащихся, читальня "Теремок" и святодуховская церковь. Церковь и читальня сохранились, здания школы и интерната сегодня воссозданы. Плюс еще один объект - памятник хозяйке. Он появился в 2008 году к 150-летию Тенишевой. Это бронзовая статуя в узнаваемом стиле новейшей городской реалистической скульптуры: нарядная статная дама как бы встречает гостей, опираясь на зонтик. Все флёновские достопримечательности находятся близко друг от друга, но общая территория комплекса довольно велика - это усадебный парк. Смоляне приезжают сюда не только ради музеев, но и чтобы просто отдохнуть на природе, посидеть на берегу пруда, зимой погулять на масленицу с традиционными забавами типа блинов и хороводов, которые здесь устраивают.
В школе - музее воссоздан бывший учебный класс с деревянными партами и чернильницами - непроливайками. Под стеклом - учебные пособия и школьные дневники. Посетителей рассаживают за парты, чтобы они могли почувствовать себя на месте крестьянские детей, постигавших грамоту. В роли учителя выступает экскурсовод, а ученики пытаются вывести перьевой ручкой дореволюционные прописи с ерами и ятями.
Во флёнове детей обучали не только грамоте, но и художествам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно - промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную.
В талашкине, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссера, гримера и костюмера. Театральный флигель до наших дней не дожил, но в музее реконструирован зрительный зал. Его украшает резное панно "Садко", сделанное по эскизу художника Сергея Малютина - он постоянно работал во флёнове. Малютин, кстати, был "Отцом" нынешнего главного русского сувенира: по его эскизу, вдохновленному традиционной японской игрушкой, токарь Звёздочкин в самом конце XIX века выточил первую матрешку.
Еще одно создание Малютина - читальня "Теремок", изукрашенная коньками и жар-птицами, драконами, лебедями, ликами красавиц, небесными светилами и причудливыми символами. Наверное, это самая сказочная библиотека из возможных. Книги, конечно, в огне всех войн и революций не сохранились, и сегодня в "Теремке" можно увидеть часть тенишевской коллекции народного искусства, печку с изразцами, резную мебель, разрисованные подносы, сундуки и балалайки.
С балалайками особая история. Тенишева их очень любила, и для парижской выставки 1900 года придумала оркестр расписных балалаек. Инструменты для этого оркестра расписывали Врубель, Коровин, Малютин, Головин и сама княгиня. (А вот Репин обещал, да не сделал. ) За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной. Четыре из девяти сохранившихся балалаек можно увидеть в "Теремке", остальные хранятся в фондах исторического музея в Москве и смоленского государственного музея - заповедника.
Чуть в стороне от "Теремка" и здания школы, на упомянутой в мемуарах княгини горе, стоит церковь сошествия святого духа. В этом удивительном строении можно найти черты и традиционного русского деревянного храма, и азиатской пагоды - образцовое произведение той эпохи, когда для художественной фантазии действительно не было границ. Проект храма Тенишева под руководством архитектора барщевского и с участием того же Малютина придумывала сама. Фасады и интерьер оформлял Николай рерих. Внутри он создал весьма необычную фреску "Царица Небесная на Берегу Реки Жизни" - богородица с руками, сложенными, как у индийских богов, символизирующая единство духа и религий. (Сохранились лишь фрагменты росписи над алтарем. ) Синод отказал в освящении церкви - слишком много элементов, "не Соответствующих Православному Мировоззрению". Службы тут никогда не совершались, но святодуховский храм был усыпальницей мужа Марии Клавдиевны. Захоронение разграбили после революции. Позже церковь использовали "Традиционно" - как овощехранилище.
При проектировании фундамента церкви архитектор заложил нестандартное инженерное решение, однако из-за технической ошибки по стенам стала подниматься влага, появились сырость и плесень. За прошедшие годы утратились также обливная черепица кровли, позолоченный крест и покрытый эмалью барабан. Но на портале по-прежнему виден мозаичный лик спаса.