Натюрморт или молчание вещей.
Фантазия бесценна лишь тогда, когда она бесцельна.
В. Набоков.
Зачем фотографировать вещи! Зачем тратить на это время.
Ну для начала, что бы просто научиться снимать! Вещи - объект благодарный. Они будут молчать, сколько бы их терпение не испытывали съемкой. В отличие от людей, которые быстро устают под объективом, которым всегда некогда, которые обязательно захотят выглядеть лучше чем в жизни.
И потом, снимать натюрморты можно где угодно и когда угодно. Снимать натюрморты можно всю жизнь, по мере того как собираются для этого вещи ….
Натюрморт учит видеть форму и фактуру, композицию и свет. Свет в натюрморте это отдельная замечательная наука, которую можно постигнуть только на практике.
В конце концов, съемка вещей это увлекательное времяпровождение, хотя со стороны может показаться таким же бесполезным как ловля бабочек или коллекционирование марок.
Когда-то, я получил заказ на съемку фотокалендаря для судоходной кампании и сроки съемки мне были установлены две недели. Казалось, что это очень даже достаточно. Я с энтузиазмом за дело принялся. У меня была коллекция раковин и любой реквизит из подвалов одесской киностудии. Первые три натюрморта получились сразу, а потом все встало. Я пробовал раз за разом, но либо получал то, что уже было, либо нелепость. Оказалось, что я просто не умею понимать вещи и не могу их правильно осветить. А по этому не могу снять. И это имея опыт фотографии больше 15 лет, имея за плечами вгик, и несколько художественных фильмов снятых в качестве главного оператора.
Нужно было признать свое поражение и начинать все сначала. Я решил заняться этим серьезно и так увлекся, что потом лет двадцать не мог остановиться. В итоге сложилась коллекция в полсотни работ, но сказать, что на сегодняшний день, я готов вот так сразу, с ходу, взять и снять хороший натюрморт, было бы большой самоуверенностью. Никогда нельзя предположить заранее, что получится, даже если все продумано, нарисован эскиз, правильно подобраны вещи … загадочный жанр.
Всегда понятно как снять пейзаж - достаточно поехать в экзотическое место, дождаться эффектного освещения и будет успех … если, конечно, повезет с эффектом света, потому что это, чаще всего, тоже непредсказуемо. Понятно как снять хороший портрет - нужно найти интересное лицо (и от этого, прежде всего зависит успех портрета), поместить его в интересную по фактуре и свету среду и портрет будет. Понятно со съемкой событий, это почти спорт. Нужно быть вовремя в нужном месте, найти самую правильную точку и опять же вовремя нажать спуск.
Натюрморт можно в жизни увидеть. Вещи иногда располагаются в картину так как не придумал бы ни один художник. Нужно только нажать на спуск. Но это другое. Это просто случай видеть и умение.
Умение это совсем другое создавать. Это другой формат творчества.
Это уже сфера профессионалов, где все зависит только от способностей автора от его воображения и опыта. И в натюрморте автор должен быть режиссером, а не просто фотографом, не просто увидел готовое и нажал на спуск. Потому что вещи они чем-то похожи на актеров и важно придумать им роли, важно правильно расставить их в мизансцене. Кого то вывести на передний план, кого-то на второй. Кого-то оставить в свету а кого-то наоборот загнать в темноту. Это своеобразная театральная постановка из вещей, а иногда это вообще целое кино.
В натюрморте огромное значение имеет объект съемки и, как оказалось, далеко не все вещи способны сниматься. Я искал объект, который для начала бы, мне просто нравился. Я пробовал разное, но морская раковина была вне конкуренции. Очень красивая и очень осмысленная вещь. И понятно, что по ощущению не простой предмет … это не просто понятный для всех мифологический символ, но в раковине еще есть какая-то странная интрига, есть что-то метафизическое.
А потом оказалось, что не всякая раковина хорошо смотрится в кадре ….
Я снимал и пробовал их как снимают и пробуют актера перед фильмом. Разные ракурсы, разный свет. Я скупил все раковины, которые можно. Узнав о моем увлечении, мне их дарили в большом количестве. Мой дом постепенно заполнялся этими невероятными и причудливыми созданиями природы, заполнялся вещами, которые могли бы быть с раковинами в одной композиции.
И еще бутылки. Черное стекло. Пустые сосуды очень хорошо сочетаются с раковинами, которые по сути тоже являются пустыми сосудами. Черные бутылки - белые раковины. Остальное это антураж. Хотя он важен очень. Много попыток было загублено неудачным антуражем. Придуманные подготовленные вещи могли часами не находить свое место в кадре и наоборот совершенно случайно собранные предметы гармонично устанавливались за несколько минут в настоящую картину. Удивительное событие, когда неодушевленные предметы вдруг начинают жить. В нужном освещении и в нужной пропорции кадра вдруг рождается непереводимый в слова и буквальный смысл маленький спектакль ….
Задник, среда это, как правило, не менее сложно, чем композиция вещей, расположенная на их фоне. Их поиски занимают годы … найти место, где спокойно, долго и хорошо можно снимать вещи иногда намного труднее чем найти точку для пейзажа или лицо для портрета. Но если это место нашлось, оно может само подсказать, как и что делать ….
Есть павильон для этого, где все удобно, но в моем случае дело не пошло. Потому что в павильоне все не настоящее. И фактуры и свет! Для меня живые интерьеры намного интересней. Состаренные, пыльные пространства с тусклым светом в итоге оказались самым лучшим местом. Декорации всегда фальш, хотя бы потому что ты знаешь - это декорация.
Иногда, правда, и интерьеры могут убить своей реальностью. Натюрморт в реальном интерьере и натюрморт на условных фонах это по сути два разных жанра натюрморта.
Натюрморт в павильоне предсказуем, понятен и логичен. Это сфера прикладных жанров, например рекламы, где заранее понятно, что и как должно выглядеть: вот этот напиток должен утолить жажду, вот эти духи нужно купить для новогодней вечеринки, вот эти часы создадут вам престиж … и т. д.
Среда для натюрморта давно найдена и определена классической живописью. Натюрморт интерьер и свет от окна любит. Пасмурный, солнечный - любой!
Натюрморт очень длинную экспозицию любит! Однажды я снимал натюрморт с выдержкой в 5 минут и, может мне кажется, но в таких фотографиях намного больше скрытой магнетической энергии. Неуверенное подсознательное ощущение. В натюрморте очень много подсознательного и много интуиции.
Очень трудно создать теорию для натюрморта. Все что я написал, это конечно не теория. Это субъективное ощущение. Это мысли собранные по ходу съемки. Они как красивые камешки на берегу моря разбросаны.
Вещи молчат.
У всех кто снимает, рисует, пишет - теория своя.
Слова. Нужно ли ими пользоваться. Все объяснять. Называть. Подписывать.
У всех по-своему. Иногда нужно. Для того, что бы двигаться нужна хоть какая-нибудь теория и тут без слов не обойтись. У Набокова по этому поводу есть замечательная фраза: "То что не Названо не Существует". "Рассуждения" - Discourse@q. Photo.
Ещё читайте информацию о красивых интерьерах домов http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/krasivye-interery-domov