Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Музей старого Петербурга.

13.12.2017 в 16:55

12 декабря 1907 года на заседании "Комиссии по Изучению Старого Петербурга" при обществе архитекторов - художников был решен вопрос об организации музея старого Петербурга.
"Музей будет заключать все относящееся к истории нашей столицы и ее ближайших окрестностей в виде фотографий, гравюр, книг, рисунков, литографий, барельефов, решеток и т. д. за отсутствием подходящего помещения музей будет временно находиться в доме гр. П. ю. сюзора на васильевском острове …". Н
Музей старого Петербурга.. врангель журнал "Старые Годы".
Идеологом начинания явился лидер "Мирискусников" александр Николаевич Бенуа. Вокруг объединились единомышленники, представители творческой интеллигенции столицы, "Обожатели Старого Петербурга". В конце жизни Остроумова - Лебедева писала о людях этого круга: "мы любили наш город и с неослабевающим увлечением в продолжение многих лет изучали его со вниманием и терпением …".
Музей старого Петербурга стал первым в России общественным центром по изучению, сохранению и популяризации художественного наследия одного города, первый в стране музей с "Архитектурным Уклоном". Его основатели заложили основы петербурговедения и собрали коллекции, до настоящего времени являющиеся золотым фондом преемника музея старого Петербурга - государственного музея истории Санкт-петербурга.
Идея создания музея в сложное для города время возникла. Во второй половине 19 века столица быстро превращалась в современный капиталистический мегаполис. В этот период понятие "Петербургская Старина" лишь формировалось. В 1887 году публикация очерков М. и. пыляева "Старый Петербург" обозначила границу между "былым" и современным в недолгой истории столицы. Однако город все еще воспринимался как новый, где возможны любые строительные эксперименты. Творения перестраивались великих зодчих без сожаления. Санкт-петербург с ужасающей быстротой исчезает. Вся эта смена, конечно, неизменный закон истории, и печалиться тут слишком нечего", - писал на рубеже 19-20 веков, выражая распространенное мнение, известный зодчий, историк и теоретик архитектуры Н. в. султанов. К началу 20 века историческими памятниками в Петербурге считались лишь несколько построек петровского времени, но даже их сохранение оставалось под вопросом. Так, например, в 1890-х годах готовились планы по перестройке здания двенадцати коллегий, к счастью, не осуществившиеся.
В 1910 году музей издал обращение к домовладельцам и подрядчикам строительных работ: "ввиду того, что ежегодно происходит уничтожение старых зданий, заменяемых новыми, музей старого Петербурга обращается к вам со следующей просьбой: если в вашей практике окажутся случаи сломки или переделки каких-либо старых строений, в которых обыкновенно имеются детали некоторого художественного значения, как то: фаянсовые печи с рельефными украшениями, чугунные дверцы, ручки, замковые камни, части карнизов и фризов, фонари, штукатурные и живописные орнаменты, зонтики подъездов, перила лестниц и балконов и т. д., то музей надеется, что вы не откажетесь предоставлять ему в дар таковые части.
Расходы, которые могли бы встретиться при этом (снятие с места, упаковка, доставка и пр. ), музей может принять на себя. Кроме того, музей покорнейше просит вас до приступа к сломке уведомить совет музея настолько заблаговременно, чтобы возможно было сделать фотографические снимки".
Этот призыв был услышан. В фонды музея поступили архитектурные детали разобранной дачи Строганова на выборгской набережной, интерьера театра таврического дворца, деревянные кронштейны от балконов здания двенадцати коллегий. Поступали в музей и другие ценные экспонаты - живопись и графика, книги, документы, архитектурные детали и предметы убранства интерьера. В деле формирования коллекции приняли участие не только коллекционеры и художники, домовладельцы и торгово-промышленные компании, но и министерство императорского двора, передавшее музею 20 старинных экипажей. К 1917 году коллекция музея насчитывала около 3000 экспонатов.
Среди наиболее ценных поступлений следует назвать подлинные чертежи и рисунки Ф. растрелли, Дж. Кваренги, в. и. Баженова, Ч. камерона, а. Д. Захарова, ж. - Ф. тома де томона, о. Р. де монферрана, а. а. Михайлова 2-го, Г. э. боссе, а. и. кракау, акварели Д. ламони, в. с. Садовникова, к. и. кольмана, к. э. гефтлера, гравюры блонделя, литографии к. П. беггрова, рукописи кваренги и монферрана, многочисленные планы Петербурга 18-19 веков.
В 1909 году по предварительным заявкам в дом сюзора начали допускать публику. В 1910 году, когда информацию о музее разместили в справочнике "Весь Петербург", посетителей уже принимали регулярно, дважды в неделю.
Небольшие помещения не давали возможности создать полноценную экспозицию, но "Художественный Беспорядок" в доме сюзора придавал музею особую прелесть. Открытие красоты города для первых экскурсантов было буквальным: дежурный член совета музея, ведя рассказ, открывал папки со старинными гравюрами, акварелями, чертежами и фотографиями. Также обычной практикой музея были вечерние публичные лекции и экскурсии по городу, которые проводили сотрудники.
После революции 1917 года музей остался без помещения: дом сюзора на кадетской линии конфисковали. Сначала его коллекции разместили в зимнем дворце, затем - в особняке мятлевых (исаакиевская пл., 9), а с конца 1918 года - в доме серебряникова, рядом с Аничковым дворцом (наб. р. Фонтанки, 35. Музей старого Петербурга стал автономным отделом музея города, созданного 4 октября 1918 года, сохранив собственный совет и частично коллектив сотрудников.
В 1930 году отдел старого Петербурга объединили с архитектурным сектором музея города, экспозиции закрыли, многие экспонаты изъяли для продажи или передали в другие музеи, собрание архитектурных деталей было почти полностью уничтожено. Сохранившаяся часть наследия музея старого Петербурга составляет основу коллекции современного государственного музея истории Санкт-петербурга.

Музей старого Петербурга. 01
Источники: Елена Кононенко "Музей Старого Петербурга" журнал "наше наследие" номер 106 201, марголис а. Д. "Петербург. История и современность. Избранные очерки".

Музей старого Петербурга. 02
Музей старого Петербурга. 03
Музей старого Петербурга. 04
Музей старого Петербурга. 05
Музей старого Петербурга. 06
Музей старого Петербурга. 07
Музей старого Петербурга. 08
Музей старого Петербурга. 09