Комуинтересно прогулкипогороду. Быстро, просто и дешево ….
В те времена, когда на рынке городского жилья спрос стремительно опережал предложение, особую роль играло то, что было принято называть "Ординарной Застройкой". Конечно оригинальные идеи и стилистические моды никуда не уходили, но строить максимально просто и дешево становилось не менее выгодно. Такие проекты быстро создавались, быстро окупались и быстро … меняли владельцев. Впрочем и тут существовали свои особенности
. В Петербурге начала прошлого века основная масса частных инвесторов в поисках дополнительного дохода вкладывали средства только в один или два проекта строительства доходного жилья. В этих случаях, как правило, к проектам подходили довольно требовательно, со своими взглядами на моды и пониманием привлекательности новостроек. Тогда же появилась целая плеяда предпринимателей занимавшихся доходной недвижимостью уже профессионально. У этих людей объектов в собственности было значительно больше. Причем с ориентацией на совершенно разные "Ценовые Категории". Они владели, строили, продавали и перепродавали не стесняясь активно привлекать заемные деньги. Ординарная застройка "в Таких Случаях Была Скорее Своеобразной"разменной монетой", которая с самого начала не была рассчитана на получение особенно грандиозного дохода, но вполне позволяла с толком использовать относительно дешевые земельные участки и "паузы" в реализации крупных инвестиционных проектов. Были конечно еще и различные благотворительные (и не очень) общества, занимавшиеся строительством и эксплуатацией дешевого жилья. Не зависимо от источника средств дешевое строительство велось достаточно активно. Проекты были максимально простыми, но даже в череде этих довольно больших и довольно скучных построек можно найти примеры весьма любопытные ….
Гражданский инженер Николай Давидович Каценеленбоген был не только оригинальным архитектором, но и довольно активным бизнесменом. Он владел собственной техническо - строительной конторой "Ремонт" (ее соучредителем и первым инвестором был отец Николая Давидовича - известный и весьма состоятельный столичный дантист Давид Иосифович Каценеленбоген) и за неполные четыре года своей частной практики реализовал десяток проектов, включая и доходный дом, принадлежавший его папеньке. В 1910-м Николай Давидович наконец и на собственное строительство решился. И вот тут как раз интересный момент есть. Собственные доходные дома архитекторов в Петербурге той поры были не новостью. Чаще всего эти постройки становились своеобразным "Творческим Манифестом" того или иного мастера, не ограниченного требованиями заказчика. А вот Каценеленбоген подошел к вопросу совсем с другой стороны и никаких "Манифестов" создавать явно не собирался. Это было скорее про бизнес, чем про архитектуру, но все же ….
Участок далеко не в самом престижном месте на заротной улице был приобретен на имя супруги Николая Давидовича - веры Львовны. Он не был особенно большим и собственный эксперимент Каценеленбогена, судя по всему, изначально сводился в формуле "Быстро, Просто и Дешево". Наличие собственной конторы и уже устоявшихся деловых связей позволяли заметно снизить издержки, а "Прицел" на дешевое жилье и быструю окупаемость - свести возможные риски к минимуму. В соответствии с проектом на имеющийся участок было буквально втиснуто здание имевшее профиль усеченной буквы п аж в тринадцать осей и пять этажей с дополнительным мансардным. Компоновка была не просто плотной, а очень плотной. В стилистике, некогда большой поклонник и оригинальный мастер модерна, все привел в соответствие с более современной модой и сполна отдал дань набиравшей силу неоклассике. Но сделал это в очень экономном варианте. Абсолютно монотонные ряды окон были разбавлены крупным но совсем не глубоким рустом, характерными пилястрами верхних этажей и узким фризом, разглядеть который не так-то просто. Входную группу украсила одинокая колонна, стилизованные ворота и лепные вставки в "Римском Стиле". На этом все. Не менее пуританский подход и к планировке парадной был. Все сделано по стандартной схеме и максимально рационально. Вполне естественно, что декоративных изысков такой проект просто не предусматривал. Минимум лепного декора, довольно простые лестничные ограждения …. Впрочем, даже в таком скромном исполнении, Николай Давидович не смог отказать себе в удовольствии использовать витражи, самые разнообразные варианты которых включал практически в любой свой проект вне зависимости от стиля и "Ценовой Категории". При этом, он умел удивительно тактично подбирать рисунок к интерьеру. Даже простая "Геометрия" могла выглядеть очень уместно.
Предположение о том, что сия постройка была для Каценеленбогена краткосрочным инвестиционным экспериментом, оправдалось достаточно быстро. Дом был продан другому владельцу уже через три года после окончания строительных работ. Практически сразу после продажи средства были вложены в другой собственный проект Николая Давидовича и он был совершенно другим - доходный дом с элитными квартирами исполненный в помпезном "Палладианском" варианте неоклассической стилистики (который тогда увлекал архитектор) с роскошным декором и соответствующей планировкой. Новый дом вновь был предусмотрительно оформлен на имя веры Львовны и уже рассматривался владельцем как источник высокого, стабильного и долгосрочного дохода. С долгосрочностью конечно получилось как получилось, но факт остается фактом. Элитной недвижимостью Каценеленбогены до 1917-го владели. Самое интересное, что опыты Николая Давидовича, как с экономичной ординарной неоклассикой, так и с "Палладианскими" изысками, весьма пригодились ему для вполне успешной работы во времена советской власти. Внимание! Только в том случае, если посмотреть на городское жилищное строительство 30-х годов прошлого века и общественные постройки времен так называемого "Сталинского Ампира" не сложно заметить, что Каценеленбоген лет за двадцать до того освоил манеру, которая позднее стала "трендом", пусть и совершенно в других условиях … такая вот история.