- Китайский дворец в ораниенбауме -.
Китайский дворец можно заслуженно сокровищем парка в ораниенбауме назвать. Название "Китайский" появилось по той причине, что в Xviii веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.
Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры Xviii века (в отличие от других царских резиденций Санкт-петербурга, которые были разрушены во время ВОВ. Возможно, именно поэтому китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.
Китайский дворец возведен в верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио ринальди.
Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.
Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.
Всего в китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.
Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя зал муз, голубую гостиную и стеклярусный кабинет, большой зал и сиреневую гостиную, малый и большой китайский кабинет.
Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои великого князя Павла Петровича (розовая гостиная и штофная опочивальня, будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (китайская опочивальня и портретная, туалетная и камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы.
Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства Xviii века - живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с Востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам ринальди.
Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.
Залы китайского дворца.
В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена большая антикамера, служившая передней. Экскурсия в китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, у двери, ведущей в следующий зал муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в антикамеру.
Зал муз.
За антикамерой следует зал муз, который часто называют живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.
Стеклярусный кабинет.
Декор стеклярусного кабинета самым оригинальным является. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы. По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов стеклярусному кабинету в мире нет.
Голубая гостиная.
Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.
Розовая гостиная.
Плафон розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем гаспаро дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.
Гардеробная.
В прежние времена гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.
Большой зал.
Большой зал - это главное помещение китайского дворца, также его называли приемным и овальным залом (комната имеет форму эллипса. Зал в центре главной парадной анфилады расположен. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8, 5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.
Передняя.
Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные стефанно торелли и живописный плафон "Аполлон и Искусства" (его авторство приписывают серафино бароцци и стефанно торелли.
Из истории.
Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием "Собственная Дача".
Первоначально строение было небольшим и его называли домиком собственным ее императорского величия, а также голландским домиком (по аналогии с монплезиром в Петергофе.
Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.
Как правило, Екатерина II приезжала в собственный сад ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.
Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.
Залы китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла петровича также не использовались для сна.
В середине XIX века китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.
В 1922 году в китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.
В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.
Антонио ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4, 5 градуса.
Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта. Екатерина II китайский дворец "Шкатулкой с Драгоценностями называла". Текст подготовили: "Spb - Guide".