Каждому ульяновцу знаком символический памятник "Философский Диван Обломова", который был установлен в 2005 году в сквере у памятника Гончарову.
Но не каждый знает, что образцом для него послужил диван из собрания ульяновского областного художественного музея. В какой же степени музейный диван соответствует времени написания и. а. Гончаровым романа "Обломов"? Известно, что роман был опубликован в 1859 году, а начал писать его гончаров в 1847-ом.
Диван же из гостиного гарнитура был изготовлен в 1810-1820-е годы. Русская мебель этого времени создавалась в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за победой в войне с Наполеоном. На примере нашего дивана мы наблюдаем все стилевые признаки этого направления: симметричность линий и уравновешенность объемов, отделка фанерином карельской березы вместо дорогостоящего массива красного дерева, полировка гладких поверхностей дивана, украшение черными прожилками по периметру плоскостей. В первой трети XIX века мебель свободно расставлялась в пространстве комнаты, а не вдоль стен как в Xviii веке, поэтому спинки стульев делались сквозными, прорабатывались с лицевой и тыльной сторон. Большую популярность обрели стулья и кресла со слегка расходящимися в стороны ножками, силуэт которых восходит к форме античного стула "Клисмос", что мы и видим в предметах музейного гарнитура.
В конце 1840-1850-х годах, время создания романа "Обломов", в производстве мебели использовались самые разные стили и неостилевые модификации: в отличии от ампирных прямоугольных диванов мебель для сидения украшалась барочными и рокайльными формами с волнистыми линиями и скругленными углами. Такую мебель изготавливали из ореха или дуба, с рельефной резьбой, бархатной или шёлковой обивкой. Она хорошо вписывалась в обычные жилые интерьеры и стала характерной приметой и дворянского, и мещанского быта. Итак, диван, изготовленный в это время, мог быть других очертаний и форм, примерно, таких как на фото номер 5.
Однако, ничто не препятствовало сохранению обстановки прежних времен, тем более что прочные прямые конструкции ампира способствовали долгой эксплуатации такой мебели. К середине 19 века появились также магазины по продаже готовой мебели, в которых часто реализовывались даже дворцовые гарнитуры, вышедшие из моды. Поэтому вполне можно предположить, что такими путями диван первой трети XIX века мог оказаться в середине столетия в дворянском доме и в Петербурге, и в Симбирске.
А то, что выбран высококлассный образец, свидетельствует сходство наших предметов с кабинетной обстановкой, изображенной в акварели к. Ухтомского "Большой Кабинет Николая I в Зимнем Дворце". Конструкция и оформление стульев почти идентичны.
Примечательно, что в списке вещей от 26 июня 1919 года, "Взятых в Квартире Питкевич, дом Номер 11 по Стрелецкой ул. для Пролетарского Художественного Музея" числятся эти кресла и стулья николаевского времени (период правления императора Николая I с 1825-1855 гг. ) и сделана оговорка, что часть мебели, в том числе и наши экспонаты, оставлены для временного пользования в квартире, которую занимал сотрудник особого отдела востфронта тов. Игнатьев. После отъезда тов. Игнатьева мебель перевезли в музей. Г. Демина, главный хранитель музея.