Картины и биография Александра Дейнеки.
Дейнека Александр Александрович - русский живописец и график, автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта ( "Оборона Петрограда", 1928; "будущие летчики", 1938; "оборона Севастополя", 1942; "хорошее утро", 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах. Родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего.
В 1915-1917 годах Дейнека в харьковском художественном училище учился. Участвовал в гражданской войне на стороне красной армии. В 1920-1925 годах продолжал учебу в московском вхутемасе у Владимира Андреевича фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Фердинанда ходлера и немецкого экспрессионизма.
В 1925 году молодой талантливый художник Александр Александрович Дейнека стал одним из учредителей оста.
Сам Дейнека считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "безбожник у станка"; с 1923. Броская, "Снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ( "Перед Спуском в Шахту", 1925, "на стройке новых цехов", 1926; обе - в третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, центральный музей вооруженных сил), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Характерная для Дейнеки любовь к героизированным, романтико - утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов ( "Бег", 1932, русский музей. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ( "Игра в мяч", 1932, третьяковская галерея. Почти мифологического величия достигают женские образы ( "Мать", 1932, там же), порой задорно - эротичные ("на балконе", 1931, частное собрание, Москва. Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ( "Будущие Летчики", 1938, третьяковская галерея. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-1939) - этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе Аркадия Петровича Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико - реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935.
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах великой отечественной войны ( "Оборона Севастополя", 1942, русский музей. Во второй половине 1940-х его "Физкультурные Поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. В 1947 году Дейнека удостоен звания действительного члена академии художеств Ссср. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее Утро" и "хоккеисты", 1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику было присвоено звание народного художника Ссср в 1963 году, и, кроме того, Дейнека был награжден ленинской премией в 1964 году) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "Лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". В 1969 году Дейнека был удостоен звания героя социалистического труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском новодевичьем кладбище. Работы Дейнеки находятся в собраниях: курской картинной галереи имени а. а. Дейнеки, государственной третьяковской галереи, государственного русского музея, института русского реалистического искусства и других музеях.
По материалам статьи М. Н. Соколова из энциклопедии Кирилла и Мефодия.
Больше информационных статей об интерьере частного дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-chastnogo-doma