Из истории ташкентского "Колизея".
В соответствии с программой по совершенствованию деятельности учреждений культуры и искусства, утвержденной президентом республики Узбекистан Ш. М. мирзиёевым, здание республиканского биржевого центра "Ташкент" передано в распоряжение объединения "узбекконцерт". Ташкентцы старшего поколения хорошо помнят, что прежде это был концертный зал, на сцене которого в разные годы блистали многие звёзды отечественной и мировой эстрады
. Однако мало кому известно, что в начале минувшего века здесь располагался театр - цирк "Колизей", являвшийся самым крупным театральным зданием во всем туркестанском крае.
Его владелец Георгий цинцадзе не принадлежал числу самых богатых предпринимателей города, но был в Ташкенте человеком довольно известным и уважаемым. Он родился в 1868 году в Грузии в состоятельной семье мирзы цинцадзе и вардо шарашидзе. Когда подростку исполнилось 14 лет, его забрал к себе в Ташкент крёстный Давид лежава. Поскольку у мальчика был красивый голос, крестный отправил его на учёбу в Германию. Однако вскоре юный Георгий вернулся в Ташкент, так как пение пришлось ему не по душе.
Спустя некоторое время молодой человек женился на Софье накашидзе - Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода. Кстати сказать, её бабушка была некогда фрейлиной при дворе российского царя Александра III. У Георгия и Софьи родилось семеро детей - один сын и шестеро дочерей.
Обосновавшись в Ташкенте, Г. цинцадзе решил заняться гостиничным бизнесом и вскоре достиг в этом деле заметных успехов. На свои средства он построил две гостиницы - "Европа" и "бельвю", первая из которых считалась лучшей в городе.
Являясь большим поклонником театрального искусства, цинцадзе в 1900 году поднимает перед городской думой вопрос о необходимости строительства в Ташкенте грандиозного театрального здания для народных масс, предназначенного для спектаклей, концертов и цирковых программ.
Однако городские власти не поддержали предложение мецената, и он в 1902 году начинает строить театр на собственные средства. Продав гостиницу "Европа", цинцадзе лишь в 1913 году завершает строительство театра - цирка, расположившегося в центре европейской части города.
Тем не менее, здание начало функционировать еще задолго до официального открытия. В незавершенном виде оно представляло собой не театр - цирк, а полустационарный цирк с железным куполом. В афишах он так и назывался - "Цирк Цинцадзе". Первое представление состоялось здесь в 1905 году - на его арене выступала приехавшая из России труппа Назарова.
В том же году ташкентская публика аплодировала искусству знаменитого клоуна - дрессировщика в. Л. Дурова. Газета "Туркестанские Ведомости" писала, что "цирк господина цинцадзе был настолько переполнен зрителями, что, как говориться, негде было яблоку упасть. Толпы народа стояли в проходах, а несколько десятков зрителей, уподобившись птицам, разместились на стропилах или балках над галёркой".
Однако в последующие годы цирк использовался лишь для театральных спектаклей и концертов, которые шли на сцене, примыкавшей к манежу. Театральные антрепризы, приезжавшие на гастроли из России, показывали здесь спектакли по пьесам Шекспира, Мольера, Островского, Чехова.
Начиная с 1910 года в цирке устраивались сеансы кинематографа, а в перерывах между ними выступали, фокусники, акробаты, музыканты, танцовщицы, певцы, жонглёры, факиры, звукоподражатели. Затем стали проводиться чемпионаты французской борьбы, в которых наряду с известными европейскими борцами участвовали и узбекские богатыри - палваны.
Стремясь привлечь внимание театральных и цирковых предпринимателей к новому зданию, Г. М. цинцадзе в 1913 году, незадолго до открытия театра - цирка, публикует подробный анонс в международном артистическом журнале "Орган", издававшемся в Варшаве. Давая техническую характеристику сооружения и подчёркивая его универсальный характер, он отмечал, что "всё Здание и Сцена Вполне Приспособлены для Всякого Рода Зрелищ: Оперы, Оперетки, Драмы, Феерии, Балета, Цирка, Кинематографа и т. п.".
Здание театра - цирка, получившего название "Колизей" было построено по проекту архитектора э. Ф. Гофмана в стиле "немецкого ренессанса". Фасад украшал балкон, который поддерживала колоннада входа. Во время празднеств и торжеств балкон использовался как трибуна. Небольшие балконы были пристроены и по обеим сторонам здания.
Интерьер был лишён каких бы то ни было декоративных элементов и отличался простотой и строгостью отделки. Манеж, находящийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей - 15 рядов кресел располагались в 4 яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена. В тех случаях, когда она использовалась для спектаклей, места для зрителей устанавливались и в манеже. Театр - цирк вмещал около 1100 зрителей. В здании имелось электрическое освещение. На крыше располагалось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта. При театре - цирке работал ресторан с небольшой сценой для варьете.
Следует отметить, что подобных стационарных зданий, предназначенных и для театральных спектаклей, и для цирковых представлений, в начале 20-го века в России было немного. Они имелись, главным образом, в наиболее крупных городах, таких, как Москва, Санкт-петербург, нижний Новгород, Саратов, Харьков и некоторых других. Ташкентский "Колизей", имевший хорошее сценическое оснащение, мало в чем уступал аналогичным зданиям, функционировавшим в России.
Открытие театра - цирка "Колизей" состоялось в декабре 1913 года. Первый сезон здесь выступали театральные труппы. В частности, на его сцене в 1914 году театральной труппой под руководством Абдуллы авлони была осуществлена постановка первого спектакля "Отцеубийца" М. бехбуди, положившая начало зарождение узбекского профессионального театра.
Затем партер был переоборудован в манеж и 9 ноября 1914 года здесь состоялось первое цирковое представление. Антрепризу возглавил сам Г. М. цинцадзе, пригласивший для премьеры лучших артистов, гастролировавших в туркестанском крае. Через месяц начался чемпионат французской борьбы, который возглавил знаменитый русский борец Иван заикин.
Как указывалось в газетных объявлениях, представления в "Колизее" шли в этот период в следующем порядке: с 18. 00 - сеансы кинематографа, с 20. 30 - цирковые представления, с 23. 00 - борцовские состязания.
В 1918 году здание "Колизея" было национализировано. А спустя несколько месяцев Ташкент, в котором Г. цинцадзе прожил интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, простился с меценатом: в 1919 году по трагической случайности цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца - белогвардейского офицера - и расстрелян.
В последующие годы на сцене бывшего "Колизея" шли театральные спектакли и эстрадные концерты. Ныне в реконструированном здании располагается республиканский биржевой центр.
Прошло более ста лет с тех пор, как ташкентский "Колизей" принял первых зрителей. Его владелец Георгий цинцадзе тогда наверняка и не предполагал, что у этого здания сложится столь интересная судьба, и оно доживёт до нового века. А вскоре под его куполом вновь зазвучит музыка и раздадутся аплодисменты. Пулат ташкенбаев, кандидат искусствоведения.
Далее читайте статьи об интерьере частного дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-chastnogo-doma