История XIX века в портретах от художника гау.
Владимир Иванович гау родился 4 февраля 1816 года в ревеле. Художник - акварелист Владимир гау оставил нам прекрасную галерею портретов своей эпохи. Его работы находятся во многих музеях и являются предметом гордости коллекционеров. Художник портретного жанра, гау написал множество портретов царской семьи - императора Николая I, великого князя Михаила Павловича и сотни портретов русской знати.
Владимир Иванович гау в семье художника родился. Иоганн гау не получил художественного образования, он стал художником - самоучкой и прославился в своё время как ландшафтный художник и декоратор. Он этому учил и сыновей.
Старший брат Владимира Эдуард гау известен как художник - перспективист. Его картины - это многочисленные изображения дворцов Петербурга и его пригородов, большого кремлевского дворца и его залов. В 1854 году Эдуард гау стал академиком "за Искусство и Познания в Живописном Перспективном Акварельном Художестве".
И маленький Вольдемар с детства тоже рисовал. Но в отличие от отца и брата его привлекало изображение лица человека. Не сразу отец с этой склонностью будущего придворного живописца согласился. Ведь быть художником - портретистом - это означало выслушивать чужие замечания, находить в себе силы рисовать так, как требует капризный заказчик, а также и уметь польстить ему.
Поэтому сначала отец отдаёт сына учиться к академику карлу фон кюгельхену. Старый художник жил неподалёку под ревелем, в усадьбе фридхейм. С терпением и рвением проводил за работой юный художник, и кюгельхен увидел и оценил в нём дар портретиста, а потому сумел убедить Иоганна не сопротивляться желаниям сына.
Вскоре при содействии кюгельхена Вольдемар гау уже в конце 1820-х годов стал получать заказы на портреты, которых оказалось так много, что молодой художник едва успевал исполнять.
Быть художником - портретистом не просто, но весьма почётно. Ведь в те далёкие времена сохранить своё изображение в юности или в зрелом возрасте, для себя или на память близким, хотелось многим. Поэтому все с большим уважением относились к художникам, умевшим писать портреты.
Тогда, да и сейчас, о больших художниках говорят, что он пишет портрет, именно пишет, а не рисует. Отсюда и слово - живописец. Вот таким живописцем, который умел бы передать образ и душу человека, хотел стать Вольдемар гау.
В 1832 году на морские купания в ревель прибыла царская семья. К этому моменту о молодом художнике здесь уже многие знали. Поэтому неудивительно, что слух о нём дошёл и до императорской фамилии. Сама императрица Александра Фёдоровна пожелала, чтобы художник написал портреты её детей. Когда же портреты были готовы, императрица сразу поняла, что перед ней настоящий художник.
Александра Фёдоровна взяла его под своё покровительство, и в 1832 году гау был зачислен вольноприходящим учеником в императорскую академию художеств, причём "на Счёт Высокой Покровительницы". В 1835 году в. гау пригласили в царское село, где им были написаны портреты великих князей Александра, Константина, Николая, Михаила и великих княжон Марии, Ольги и Александры.
В 1836 году гау пишет портрет Александры Федоровны, который становится одним из известных и лучших портретов императрицы. Александра Фёдоровна в гостиной "Коттеджа" в Александрии изображена. Спокойное, немного уставшее лицо, императрицы - она будто задумалась, глядя перед собой. Гордая прямая осанка, благородный облик.
В 1836 году Владимир гау закончил академию художеств с большой серебряной медалью. Вскоре он за границу для дальнейшего совершенствования своего мастерства отправился. В России были уже в то время известные художники, которыми восхищалась русская знать, но научиться в Европе было чему.
Гау побывал в Италии, в Германии. Здесь он с работами итальянских и немецких живописцев познакомился. Акварельный портретный жанр в Европе был более распространён, причём небольшого размера. Таковы были потребности общества. При каждом европейском дворе работали художники - акварелисты. Написанные портреты часто тиражировались литографическим способом.
Вернувшись в Россию, Владимир гау стал придворным живописцем. В 1849 году ему присвоили почетное звание академика акварельной живописи. Получить портрет кисти Владимира гау, мечтали многие светские красавицы. Среди его моделей были почти все члены императорского дома.
Он писал портреты царской семьи и русской знати, исполненные в интерьере или в пейзаже, портреты актрис императорского театра: "Певицы и Истой Красавицы" а. М. Степановой, драматической актрисы в. Н. асенковой, танцовщицы в. П. Волковой, актрисы М. и. Ширяевой. К сожалению не все портреты мы можем сегодня увидеть, о некоторых можно иметь лишь представления по уцелевшим литографиям.
Большинство портретов в. гау - русская аристократия XIX века, а потому в каждом из изображённых присутствуют элементы аристократизма во внешнем его проявлении. Это ясное спокойное лицо, прямая осанка, поворот головы, одежда - всё это переходит из портрета в портрет.
Особенно прекрасны женские портреты, поэтичные, проникновенные и выразительные. В них чувствуется виртуозное владение техникой, способность улавливать характерные особенности модели. Портреты петербургских красавиц художнику успех в свете обеспечили.
Посмотрите на любой портрет в. гау - нежные миловидные лица женщин, окружённые волшебным сиянием акварели, благородство и достоинство, задумчивый или мечтательный взгляд, томное выражение ….
Образы графини Эмилии Мусиной - Пушкиной, княгини а. а. Голицыной, Н. Н. Пушкиной, М. в. Столыпиной, одной из "Модных Женщин Сороковых Годов", портрет о. Н. скобелевой, матери выдающего русского военачальника генерала М. Д. скобелева, портрет Анны Алексеевны олениной, которой а. с. Пушкин посвятил свои стихи - объяснения в любви. "Я вас …" или любил.
"Но, сам признайся, то ли дело.
Глаза олениной моей!
Какой задумчивый в них гений, и сколько детской простоты, и сколько томных выражений, и сколько неги и мечты. В 1842 году гау женился на Луизе - Матильде - Теодоре занфтлебен, дочери петербургского портного. В семье художника были три сына и шесть дочерей. В собрании русского музея небольшие карандашные наброски и акварели, переданные его внуком Магнусом Викторовичем гинце, рассказывают нам о событиях его семейной жизни.
Часть семейных портретов гау находятся в России, а часть за рубежом. В собрании ярославского художественного музея находятся портреты его старшего сына Гаральда в младенчестве и трех дочерей - Марии, Ольги и Евгении.
Владимир гау - художник эпохи 1840 - 1860-х годов. В его портретах отражение атмосферы тех лет. Уже не одно десятилетие кисть художника Владимира гау рассказывает нам истории жизни людей, живших много лет назад, благодаря ему, мы можем соприкоснуться с прошлым не только известных людей, но и с историей страны. Ярким примером могут быть портреты великой княгини Елены Павловны.
Великая княгиня Елена Павловна, одарённая тонким художественным вкусом, сама позировала художнику и ценила его талант. Елена Павловна, известная активной деятельностью на благо России, поражала всех своим умом, сильным характером.
Поэт в. Ф. Одоевский написал о ней: "всё её интересовало, она всех знала, всё понимала, всему сочувствовала. Она вечно училась чему-нибудь". Елена Павловна, находясь в браке с великим князем Михаилом Павловичем, умела быть полезной в государственных делах и самому императору.
Когда умерла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, согласно её завещанию к Елене Павловне перешло управление мариинским и повивальным институтами. Мария Фёдоровна знала, что передаёт их в надёжные руки. И действительно, с этого времени все проблемы медицины были всегда в поле зрения Елены Павловны.
У этой женщины, казалось, всё было, что нужно для счастья. Но это лишь казалось. Великий князь Михаил Павлович был совершенно другим человеком, а красота и грация жены, которыми восхищались поэты, его не волновала. Дочерей она похоронила - одних в младенчестве, а две другие - Мария и Елизавета умерли в юном возрасте.
После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности. Именно она создала первую в России военную общину сестёр милосердия во время крымской войны. Великую княгиню за её деятельность и заслуги в деле освобождения крестьян от крепостного права в обществе называли "Princesse la Liberte - Княгиня - Свобода", а император Александр II наградил Елену Павловну золотой медалью "деятелю реформ".
Среди сотен портретов, написанных кистью в. гау, как и у каждого художника, есть прекрасные работы, а есть и менее удачные. Во многих его портретах нет той душевной теплоты, сердечности и доверия, которое ощущается очень часто между художником и его моделью.
В его портретах чувствуется некоторая сдержанность, а где-то и холодность, но ведь это и объяснимо. Круг его моделей, а вернее портретируемых, - это императорская семья, придворные, русская знать.
Разве со всеми он мог чувствовать то созидательное настроение, безмолвное общение и понимание, которое может быть между художником и моделью, так необходимое для выполнения трудной задачи творчества. К тому же придворный художник должен быть готов к безоговорочному выполнению любого пожелания заказчика, о чём и предупреждал его отец.
В портретах, изображающих людей, близких художнику, интерес к человеку, к его внутреннему миру совсем иной. В период 1860-1890-х годов произведения в. и. гау единичными становятся. В это время акварельный портрет развивающейся фотографией вытеснялся.
Владимир гау - придворный художник императорского дома скончался 11 марта 1895 года, похоронен на смоленском лютеранском кладбище Санкт-петербурга. Здесь же покоится и его жена Луиза гау.
Больше информации об интерьере зала в квартире http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-zala-v-kvartire