Екатеринбургский альбом. Встреча с Высоцким.
Прошло больше месяца, а впечатления не ослабевают (не всегда есть время их оформить в слова. Завершающая страница моего "Екатеринбургского Альбома" Владимиру Высоцкому посвящена. Эта встреча в Екатеринбурге стала самой большой и приятной для меня неожиданностью.
Удивительно, что в городе, где Владимир Высоцкий провел несколько дней, будучи ещё совсем не известным актёром, ещё на заре своей творческой биографии, ещё даже до "Таганки" и до того себя, каким его узнаем мы. - Словом, удивительно и даже обидно, что в Екатеринбурге есть музей Высоцкого, а в Петербурге - нет.
Признаюсь, сначала думала, что это будет небольшая экспозиция из фотографий и репродукций. Частный музей, расположенный в здании бизнес-центра, не внушал доверия. Но я зашла - и пропала.
Первое, что увидела - была та самая "Таганка", осколки легендарного любимовского театра, которые тут - на Урале - вдруг возникли передо мной, уже настроенной на встречу с театром, прибывшей на театральный фестиваль. Да, это было очень точное попадание, в яблочко, именно то, что мне было нужно в этот день. Элементы декораций, афиши, программка "Гамлета" с автографами всех участников звёздного состава, макет к спектаклю с шерстяным занавесом Давида боровского, гримёрный столик Высоцкого. Тесное соприкосновение со всем этим наследием, давно изученным и любимым, сдетонировало внутри. Эмоции, воспоминания, узнавания потекли мощным потоком.
Почему все эти вещи, связанные с Владимиром Высоцким, выставляются в Екатеринбурге? Реклама музея обещала реконструкцию гостиничного номера советского отеля "Большой Урал" - в нем два раза останавливался актёр Высоцкий, будучи в Свердловске на гастролях сначала с московским театром миниатюр (февраль 1962), после с театром им. А. с. Пушкина (июль 1962. Это меня заинтересовало, потому что мы жили совсем рядом с "Большим Уралом" - небоскрёб "Высоцкий" вырос в непосредственной близости с советской гостиницей и современным отелем "Park Inn by Radisson". Итак, повод для открытия музея был. Но музея не было бы без увлечённого человека.
Оказалось, в Екатеринбурге проживает большой почетатель творчества поэта и актёра Высоцкого - бизнесмен Андрей Гавриловский. Благодаря ему в городе появился памятник молодым и влюбленным Владимиру Высоцкому и Марине Влади (находится в нескольких шагах от музея. А собранные Андреем Гавриловским экспонаты в основу музейной коллекции легли. Специально для этого музея он на аукционе в Париже в 2015 году выкупил большинство личных вещей, которые выставила на продажу Марина Влади: украшения, иконы, рисунки Михаила Шемякина, подарки мужа. Она же передала музею Екатеринбурга письма и фотографии, ранее никогда не выставявшиеся.
Больше всего поразили эти фото и представленные письма, а также карточка с написанным жене стихотворением "и снизу лёд и сверху - маюсь между. " (Последнее стихотворение Высоцкого, появившееся за 1, 5 месяца до смерти) - карточка была вручена при их последней встрече. Он уезжал и обещал вернуться.
Вернусь к тебе, как корабли из песни, всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -.
Я жив, (12 лет тобой) тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним".
Я с любовью столкнулась. Ей были пронизаны строки из писем. В первом зале она сочилась через письма из Свердловска к Людмилой Абрамовой, второй жене поэта. Во втором зале меня просто накрыла мощная волна любви Владимира Высоцкого и Марины Влади.
И ещё для меня было важно, что эта встреча с театром, с творчеством, с актером, с поэтом и его музой произошла в самый важный и самый театральный день моего пребывания в Екатеринбурге. Ранним утром. И, выйдя из музея Высоцкого, я была уверена: всё, что запланировано на оставшийся день, пройдёт хорошо. И всё прошло замечательно. И, конечно, я благодарна этой встрече в Екатеринбурге за "Волшебный Пинок" - приехала и прочла книгу воспоминаний Марины Влади "прерванный полёт". Залпом.