Азуле? жу (Порт. Azulejo) - название португальских изразцов.
Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 (см. Википедию. В Португалии почти культ этой плитки. Она во всех дамах, в переходах, на фасадах зданий.
Слово "Азулежу" происходит от арабского "аз - зулайдж" - "камешек". На Востоке, традиционно, оформляли стены керамической плиткой, а в Viii веке мавры принесли этот обычай на пиренейский полуостров. Важнейшим центром испанско - мавританской изразцовой промышленности стала Севилья, откуда в Португалию в XV веке и пришли самые старые азулежу. Те первые изразцы заметно от современных отличались. Они были четырехцветными - бело - желто - зелено - голубыми, имели рельефную поверхность (перегородки и канавки предотвращали смешение красок), а орнамент, согласно исламской традиции, был геометрический. Много перенявшие у мавров португальцы очень скоро стали покрывать изразцами внешние и внутренние стены, полы, а порой и целые комнаты. В королевском дворце в синтре, под Лиссабоном, изразцами облицовано несколько залов.
Поначалу азулежу были достоянием португальской знати, ведь до середины XVI века страна зависела от импорта изразцов. Больше всего их везли из Испании, но некоторые доставляли из фландрии и Италии, откуда в Португалию и пришла техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Плитки XVI века были уже в основном трехцветными - бело - сине - желтыми, а изображались на них, как правило, мифологические и библейские сюжеты, сцены из житий святых, картины охоты и аллегорические композиции. Одним из первых местных мастеров XVI века, работавших в этой технике, был марсал ди Матуш. В тот же период азулежу стали широко использовать для украшения интерьеров церквей, особенно алтарной части, где керамика имитировала дорогие ткани. Старейшая датированная португальская панель из азулежу в церкви сан - роки в Лиссабоне (1584 год) - работа Франсишку ди Матуша, вероятно, племянника и ученика марсала.
Золотой век азулежу пришелся на конец Xvii - начало Xviii века, когда в Португалию попали сине - белые изразцы из голландского Делфта. В мастерские Голландии посыпались заказы богатых португальских клиентов, их интересовали большие панно на исторические темы. Но уже в начале Xviii века португальские мастера освоили новую технику, и в 1715 году импорт голландских изразцов прекратился. Прежние орнаменты и цветовые решения были почти забыты - в моду вошли сине - белые азулежу с историческими и бытовыми композициями. Массовое производство поддерживали и обширные заказы из португальской колонии - Бразилии. А когда Лиссабон восстанавливали после уничтожившего большую часть города землетрясения 1755 года, тогдашний премьер страны Себастьян Жозе ди карвалью - и - мелу (получивший в 1770 году титул маркиза де помбала) основал крупнейшую фабрику по производству азулежу в Рату. В это время спрос на изразцы резко вырос не только потому, что надо было украшать новые здания, - особой популярностью стали пользоваться "Камешки" с изображениями святых, которые должны были защитить дома от новых катастроф.
К середине XIX века благодаря массовому промышленному производству азулежу стали по-настоящему народным достоянием. Ими декорируют уже не только дворцы и церкви, но и скромные жилые дома. Ведь португальские изразцы выполняют помимо эстетической и сугубо практическую функцию: зимой они хорошо защищают от сырости, а летом помогают сохранить прохладу.
Сегодня считается классической и служит образцом для подражания техника азулежу Xviii века - кобальтовый рисунок на белом фоне. До обжига синяя краска выглядит блеклой, а побывав в печи, становится яркой и насыщенной. Но единого канона "Камешков" не существует. В разные эпохи мастера азулежу оказывались под влиянием разных модных стилей, начиная с мануэлино (смешение элементов готики, мавританских и экзотических индийских мотивов; возник в период высшего могущества Португалии в конце XV - начале XVI века; название получил по имени короля Мануэля I счастливого) и заканчивая модерном и более поздними стилями XX века. Но все-таки чем "Старше" азулежу и чем они искуснее выполнены, тем они ценнее: в Лиссабоне существуют целые преступные группы, специализирующиеся на краже старинных изразцов, которые продают, как правило, богатым коллекционерам - иностранцам.
Насколько велико стилевое разнообразие азулежу, настолько же велико и сюжетное. Особой популярностью пользуются изображения пресвятой девы Марии и библейские сцены. Многие азулежу отображают важные события португальской истории, а некоторые и вовсе могут служить историческим документом. Как, например, хранящееся в лиссабонском национальном музее азулежу - крупнейшем в мире собрании португальской настенной керамики - панно с изображением столицы Португалии до землетрясения 1755 года. Изразцы@Syuzani Португалия@Syuzani.
Далее читайте новости об интерьере зала в квартире http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-zala-v-kvartire