10 памятников в псевдорусском стиле.
Во времена, когда самым популярным стилем был историзм, зодчие обращались за вдохновением не только к античной или ренессансной классике, но и к национальной старине. Культура. РФ" выбрала 10 памятников - интерпретаций традиционной отечественной архитектуры, построенных в псевдорусском, или, как его еще называют, неорусском, стиле.
Храм спаса на Крови в Санкт-петербурге.
Храм спаса на крови - мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор Альфред парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III: он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви Xvii века.
Возводить храм начали через два года после трагического события - в 1883-м. однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал храм Василия блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит, позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.
Храм спаса на крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти туда можно было , внимание, только по специальному пропуску. После революции государство перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930 году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году спас на крови открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически проводятся богослужения.
Музей русских древностей (биологический музей имени Тимирязева) в Москве.
Современный биологический музей имени Тимирязева находится в здании бывшего музея российских древностей. Псевдорусский терем для собрания предметов старины построили на средства известного купца и мецената Петра Щукина. Первое здание в духе краснокирпичного ярославского зодчества возвел в 1892-1893 годах архитектор Борис фрейденберг. Нарядное строение украшали декоративные флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, разноцветные изразцы и скульптурное панно с изображением крылатого единорога. Когда коллекция музея увеличилась, архитектор Адольф эрихсон возвел рядом еще одно здание - и строения соединили подземным тоннелем. Завершил архитектурный ансамбль музея одноэтажный корпус для музейного архива, построенный Федором Кольбе в 1905-м.
Исторический музей в Москве.
Архитекторы, которые строили здание исторического музея, должны были органично вписать его в ансамбль красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры Xvii века. Торжественное открытие собора прошло 2 июня 1883 года.
Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью вознесения в коломенском и соседним кремлем: о нем напоминают башенки с четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Хотя здание возводили "под Старину", в строительстве использовались новейшие материалы и технические разработки - вентиляция, водопровод, современная система отопления. Над интерьерами работали известные художники - Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Валентин Серов. Они создали оригинальные экспозиционные залы - "Каменный век", "ночные жертвоприношения" и другие.
Здание гума в Москве.
Гум, или бывшие верхние торговые ряды, построили на красной площади по проекту Александра Померанцева в 1890-1893 годах. Здание возвели всего за четыре года, внутри него было множество технических новинок. В гуме работала собственная электростанция, телеграф, водопровод, а вместо крыши здесь установили стеклянные купола по проекту Владимира Шухова. При этом здание построили в традициях старинных гостиных рядов. Это был целый город с магазинами, кондитерской, кинотеатром и банком.
После революции в гуме размещались квартиры партийной элиты и конторы. Только в 1950-е к зданию вернулось его изначальное предназначение и оно стало государственным универсальным магазином.
Особняк игумнова в Москве.
Известный промышленник Николай Игумнов заказал строительство своего нового московского особняка ярославскому архитектору Николаю Поздееву в 1888 году. Терем в псевдорусском стиле с островерхими шатрами и колоколенками построили из голландского кирпича и украсили разноцветными изразцами в духе ярославской архитектуры. Среди других декоративных деталей здания - необычные арки и колонны. Войдя внутрь особняка, гости попадали на парадную лестницу а-ля рюс, а вот интерьеры комнат оформили в европейском стиле. В советское время в здании располагался институт мозга человека, сейчас особняк принадлежит французскому посольству.
Саввинское подворье в Москве.
Здание с остроконечными башенками было построено в 1907 году как подворье саввино-сторожевского монастыря. Его возвел архитектор Иван кузнецов. Подворье украсили керамической плиткой, поливными изразцами и декоративными колоннами.
В адресе саввинского подворья значится одна из самых известных московских улиц - тверская. Однако сегодня строение расположено во дворах, хотя раньше выходило фасадами на саму улицу. В 1930-е годы его хотели снести, так как оно не вписывалось в облик новой коммунистической Москвы. Однако в 1939 году просто передвинули вглубь квартала по проекту инженера Эммануила Генделя.
Дом - музей Виктора Васнецова в Москве.
Проект собственного дома художник Виктор Васнецов сам придумал. По рисункам его воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным, Михаил приемышев) в 1893-1894 годах. Окна здания декорированы нарядными наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь, мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти в здании открылся мемориальный музей.
Погодинская изба в Москве.
Один из старейших деревянных домов Москвы архитектор Николай Никитин возвел в середине XIX века. Строительство здания в духе народной избы заказал предприниматель Василий Кокорев - это был подарок известному историку и знатоку русской культуры Михаилу Погодину. Поэтому его и стали называть "Погодинская Изба".
Здание представляет собой сруб, украшенный традиционными "Полотенцами" - вертикальными резными украшениями - и наличниками. Здесь Погодин хранил свои исторические реликвии, дом был так называемым "Древнехранилищем". Погодинская изба одним из главных литературных салонов своего времени стала. Здесь любили бывать Николай гоголь, Федор Тютчев и Сергей Аксаков.
Федоровский городок в Пушкине.
В начале ХХ века по указу Николая II в царском селе был построен так называемый Федоровский городок. Его возвел архитектор Степан кричинский. При проектировании он следовал двум пожеланиям императора - по стилю городок должен был напоминать ростовский кремль и гармонировать с соседним александровским дворцом. В итоге здания окружили зубчатыми стенами с бойницами и угловыми башенками. На территории архитектурного комплекса располагались белокаменная палата для настоятелей и священников Федоровского собора, построенная в стиле терема троице - сергиевой лавры. Также здесь находились трапезная палата с домовой церковью Сергия Радонежского, розовая палата для проживания дьяконов, желтая палата для причетников - в годы первой мировой войны здесь размещался госпиталь. Сегодня федоровский городок русской православной церкви принадлежит.
Собор петра и Павла в Петергофе.
В конце XIX века разросшийся Петергоф стал испытывать недостаток в большом храме, где могло бы собраться много прихожан. Автором проекта нового собора Петра и Павла стал Николай султанов, но строительством руководил архитектор Василий косяков. Пятиглавый храм облицевали красным и желтым кирпичом и украсили поливными изразцами и декоративными колонками. Также на фасадах поместили иконы святых - покровителей императорской фамилии. Собор относился к придворному ведомству, сюда приходили члены императорской семьи.
В 1930-е годы собор закрыли, в годы войны он сильно пострадал. Позже здание использовали как склад, и восстановили церковь только в 1980-е годы. Автор: Лидия утёмова.