Собор спаса нерукотворного (большая церковь зимнего дворца) в Санкт-петербурге - православный дворцовый храм.
С 1918 года - один из залов музея эрмитаж, используемый для выставок.
По стародавнему обычаю при дворах русских государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато.
Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда б
. растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович.
Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж "Лепному и Живописному Убранству", выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы к. цукки и Ф. мартини, алтарной части - Д. венерони, за лепку - Дж. Б. джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики и. дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил и. и. бельский с братьями и и. я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон "Воскресение Христово" в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. фонтебассо.
Когда архиепископ новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.
Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764-1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью а. перезинотти и и. бельский с "Командою". Вскоре в собор поступили из оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в Xvii веке русским царям, позолоченные кресты - мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью ризы господней, животворящего древа и тернового венца спасителя. В 1831 плащаницу "по Образу Старой" написал Акад. А. е. егоров.
Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I. лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер джани.
После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена в. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в шепелевском доме.
В двухъярусном иконостасе работы в. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т. а. неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил и. дылев, скульптуры - и. Герман, плафон по рисунку Т. а. неффа написал Н. а. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами трех святителей и частицей животворящего древа, происходивший из афонского монастыря пантакратор.
Большой собор после пожара восстанавливал тоже в. П. Стасов, которому было велено сделать это "с Возможной Точностью … в Прежнем Виде", хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. аджом и Ю. штрейхенбергом, кариатиды и статуи - в. и. демут - Малиновским и П. в. свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. в. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. а. Бруни, роспись "под Лепку" - П. медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит московский Филарет в присутствии императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.
Благодаря августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I мальтийским орденом: десница св. Иоанна предтечи, древняя икона филермской божией матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы господней, которые осенью на месяц переносили в гатчинский собор.
В 1850 греческий монастырь влатес поднес императрице Александре Феодоровне часть чаши господней с тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала Xvii века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года. Александр I подарил храму острожское евангелие 1580 года издания.
В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела Прот. А. а. Израилев.
С собором связаны многие события в жизни императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни спасителя приносили его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. такое же богослужение в присутствии государя и кавалеров георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в юрьев день.
С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777-1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним - Николай Григорьевич кедринский.
Собор пострадал при штурме зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 президиум цик союза коммун северной области отказал в ходатайстве братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.
Ныне обе церкви заняты выставками эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим - администрация (директор М. б. Пиотровский) его не отдает. Храмы_спб@Blist_spb эрмитаж@Blist_spb дворцы@Blist_spb.
Читайте далее новости об интерьере дома внутри http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-doma-vnutri