Северные изразцы. Расцвет русского изразцового искусства на Xviii век пришёлся.
Технология производства изразцов была отлажена и позволяла организовывать заводы и мастерские повсеместно, мода на изысканность интерьеров подталкивала спрос на яркие и красочные решения, а функциональность облицовки печей изразцами определяла востребованность этого вида керамических изделий.
Изначально изразцовые промыслы развивались ближе к центру, к Москве, но со временем открылись и северные фабрики по производству замечательной керамики, поразительной по тонкости рисунка и цельности общих решений облицовки. В архангельском крае получили известность изразцовые промыслы великого Устюга. Производства также в Сольвычегодске и Тотьме существовали. В пермском крае существовал изразцовый завод в Соликамске. Северные производства не отличались масштабностью, но сохранившиеся изразцы демонстрируют высокий уровень художественного вкуса мастеров и художников.
В течение почти всего Xviii века мастера великого Устюга специализировались на двухтонных или многоцветных изразцах с орнаментальными, растительными, флористическими рисунками, проработанными в деталях и образующими яркие нарядные композиции. Декоративный эффект достигался за счёт рельефа, собственно роспись практически не применялась. Храмы великого Устюга позволяют датировать начало местного производства изразцов 1730-1740 годами. Первые образцы имели тёмный фон, преимущественно зелёный, и светлый орнаментальный рисунок.
Сложно предполагать, носило ли производство эксклюзивный характер или изготавливались в том числе и какие-то типовые образцы. По всей видимости, в большинстве случаев комплекты изразцов предназначались для конкретных объектов, однако весьма возможно, что какие-то удачные решения повторялись. Первые изразцы выпускались в одиночном варианте рисунка, который мог образовывать общий причудливый фон при облицовке печей, но впоследствии мастера начали выпускать комплекты от двух до девяти или даже двенадцати клейм, которые создавали отдельный фрагмент сложной композиции.
Великий Устюг в Xviii веке являлся крупным и богатым торговым городом, хотя и терявшим своё былое значение, но продолжавшим оставаться местом концентрации купеческих контор и домов. В городе было значительное количество церквей, хватало и монастырей в окрестностях. Определённо, в этом периоде недостатка в заказчиках изразцовый промысел не испытывал.
Постепенное развитие технологий и эстетических вкусов определило появление изразцов со светлым белым фоном и тёмными орнаментами. В рельефных рисунках мастера достигли большого совершенства и точности, а также соблюдения симметрии.
Нельзя не отметить общие мотивы в изразцовых орнаментах и северодвинских росписях. Ковровый стиль заполнения фона, выделение геометрическими элементами центральных частей рисунка, общий белый фон, стилизованные растительные детали орнаментов сближают декор изразцов и росписей. В какой-то мере художники вдохновлялись оформлениями рукописных книг, с которыми, безусловно, имели возможность знакомится. Перепись книг являлась важной частью монастырской деятельности, а изразцовые решения находили сво ё применение прежде всего во внешней отделке храмов и облицовке печей.
Великий Устюг утратил своё значение с развитием торговых путеё через Петербург. Изразцовый промысел в целом начал увядать уже в первой половине XIX века, а к концу столетия изразцы стали скоре диковинкой, интересной этнографам и художникам - любителям старины. Эпоха серебряного века возродила интерес к изразцам, но уже в ином ключе и с другими эстетическими предпочтениями. Впрочем, и этот всплеск оказался непродолжительным. Увы, но изразцов и печей с отделкой изразцами сохранилось немного, особенно в северном крае, где деревянные дома претерпевали частые перестройки, и нередко гибли в пожарах.
Изразцы великого Устюга дошли до нас во многом благодаря их относительной многочисленности. Судить об изделиях других промыслов можно лишь по отдельным экземплярам. Своеобразен многоцветный изразец, приобретенный государственным музеем этнографии народов Ссср в начале ХХ века в бывшей вотчине Строгановых - городе Сольвычегодске. Этот изразец является изделием местного производства и обращает на себя внимание необычной для начала Xviii века измельченностью рисунка.
В Тотьме, расположенной на полпути между Вологдой и великим Устюгом, было свое изразцовое производство. Остатки его нашли работники местного музея в 1920-х годах на берегу реки Сухоны. К сожалению, изделий этого производства, имеющего много общего с производством великого Устюга, сохранилось ничтожно мало.
Н. самсонова.
Иллюстрации: с. а. Малих. Русское изразцовое искусство XV - XIX веков. М.: изобразительное искусство, 1983.