Серпухов тесно связан с историей кинематографа.
Мы уже писали про известные фильм ы, которые снимали в нашем городе. Сегодня расскажем современникам, где и какое кино смотрели серпуховичи в начале 20 века.
Впервые синематограф появился в нашем городе в 1913 году. Кино крутили на иностранной аппаратуре в доме на улице дворянской, возле которого стоял памятник Чехову (неподалеку от нынешнего дома 25 по Ворошилова. Дореволюционный кинотеатр название "Миньон носил". Серпуховичи тех лет стали зрителями фильмов Е
. Бауэра с участием первой кинозвезды немого кино веры холодной - "Сумерки Женской Души" (1913 г), "немые свидетели" (1914 г), "за счастьем" (1917 г.
Немое кино часто шло в сопровождении таперов, а в некоторых клубах, например, в клубе имени Буденного ( "Красный Текстильщик") играл баян со скрипкой или струнный оркестр. А текст, который появлялся на экране, читал специальный диктор.
Сеанс шел два часа и состоял из 6-8 частей, после каждой из которых делался перерыв для перезаправки киноленты.
За билетами всегда стояла огромная очередь, и в конце 20-х - начале 30-х на летние месяцы стали продавать абонемент - сезонную книжечку билетов с пронумерованными местами в кинозале.
В дореволюционной России кино играло даже большую роль, чем театр. Например, в 1916 году было продано около 150 миллионов билетов в кинотеатры. В среднем на каждую прочитанную книгу приходилось 5-6 посещений кино, а на каждый проданный театральный билет - 10-12 проданных билетов в кинематограф.
В великую отечественную "Миньон" сильно пострадал при бомбежке, здание почти полностью разнесло, уцелела только часть постройки со стороны Ворошилова. Позже в восстановленном здании располагался дом учителя и учительская библиотека.
После революции в городе возникло много разных общественных организаций, в том числе, и клубов. Клубы были в каждом микрорайоне, при каждой фабрике, и везде крутили кино. "Красный Текстильщик" оборудовал клуб в части коншинской спальни, у ситценабивной был клуб имени Володарского, здесь летний кинозал располагался в аккуратном деревянном сарайчике. При занарке имелся клуб имени Кагановича. Клуб суконщиков сделали в богоявленской церкви. Напротив больницы имени Семашко находился клуб строителей. А на углу 1-й московской и Ворошилова, там, где был главный проезд, на втором этаже над магазином расположился клуб милиции.
Был кинозал, собирающий аншлаги, и в городском театре. По воспоминаниям краеведов, там играл тапёр Сергей Воронин, его услугами пользовались и тогда, когда уже появилось звуковое кино. Популярностью у серпуховичей в те годы пользовался фильм с. эйзенштейна "Броненосец Потемкин", снятый в 1925 году. Часто крутили "Человек из Ресторана", а смешной фильм "праздник святого иоргена" с участием молодого Игоря ильинского, говорят, многие пересматривали по три - четыре раза. Фильм братьев Васильевых "Чапаев" с Борисом Бабочкиным в главной роли знали наизусть. Из зарубежного кино пользовалась особым успехом картина с Чарли Чаплиным "Огни Большого Города". А после венгерского фильма "Маленькая Мама" в Серпухове началась повальная мода на женские шляпки с небольшими полями, модель шляпок так и называли - "маленькая мама".
Было время, когда в городском театре на билеты в кино подняли цену, с 20 копеек до 40, и молодежь стала больше ходить в клуб занарки, где билет стоил на 10 копеек дешевле. Новый красивый клуб имени Кагановича поражал воображение своими интерьерами. Именно в нем многие серпуховичи впервые цветные мультфильмы диснея увидели.
Когда городской театр закрыли на ремонт, кино показывали в доме пионеров на площади Ленина, позже рядом с ним построили кинотеатр "Дружба". В военные годы площадь ленина несколько раз бомбили. Известен случай, когда погибли все люди, которые стояли в очередь в газетный киоск возле трактира "Русь", ожидая новостей с фронта.
Правом первого показа всегда обладал кинотеатр "Центральный", возродившийся в довоенные годы в парке из летнего деревянного кинотеатра. Уже потом на его месте появился кирпичный однозальный кинотеатр, где перед сеансами устраивали танцы. А когда он сгорел, построили новый, двухэтажный, по проекту архитектора Анатолия Ванеева.
Мало кто знает, что натурные съемки разных уголков нашего города попали в известные кинокартины благодаря серпуховичу, ставшему главным художником мосфильма. Евгений Васильевич свидетелев родился в семье серпуховского рабочего в 1921 году. Он с детства увлекался рисованием, ходил на оку делать зарисовки пейзажей. В конце 30-х семья переехала в Москву, где в художественной студии учился Евгений. Но и тогда на летние каникулы он приезжал в родной Серпухов и делал этюды. А в 1939 году он поступил во вгик учиться на художника кино. Из-за плохого зрения на фронт его не взяли. И во время войны евгений продолжал учиться и работать. После окончания института попал на Мосфильм. Он делал много этюдов в Серпухове для создания таких фильмов, как "Школа", "смелые люди", "песнь о Кольцове", "бабье царство", "Садко" и других. По его рекомендации во многих фильмах участвуют натурные съемки разных живописных мест Серпухова.
Долгое время Евгений свидетелев был главным художником мосфильма, затем преподавал во вгике. За фильм "Летят Журавли" получил приз на каннском фестивале художественных фильмов.
Полагают, что гипнотическую власть кино утратило с появлением телевидения. Кстати, в Серпухове, на 101-м км от Москвы, прием телесигнала был очень плохой. Из воспоминаний современников известен такой факт, что в 1950-е годы на храме всех святых разобрали верх колокольни и сняли купол, для того, чтобы установить шуховскую или эйфелеву башню местного значения. Однако, как говорят, та металлическая конструкция оказалась не функциональна ….
А что касается кино, то и в наши дни оно пользуется у серпуховичей огромной популярностью. Правда, фильмы, которые мы смотрим в кинотеатрах, уже совсем другие. И, видя современные эффекты, применяемые в киноиндустрии, трудно представить, что наши прабабушки и прадедушки довольствовались немым картинами в сопровождении тапёров, и ради этого зрелища выстаивали длинные очереди. Время. Статьи@статьи@Sluh_Serp вместоновостей@Sluh_Serp.