Русские усадьбы. Слепнево.
В составленной М. чернявским "Генеалогии Господ Дворян, Внесенных в Родословную Книгу Тверской Губернии с 1787 по 1869 гг", упоминаются четыре рода Львовых: тверские, новоторжские, вышневолоцкие и бежецкие. Бежецкие Львовы владели небольшим имением слепнево, и к этому роду принадлежал лев Васильевич львов (скончался 10. 01. 1824), . Прадед поэта николая Гумилева. Он имел звание секундант - майора и был женат на Анне Ивановне, урожденной Милюковой
. Именно она унаследовала слепнево от своего отца, Ивана Яковлевича Милюкова, потомка князя милюка. Сын Львовых Иван Львович (1806-1862) был женат на Юлии Яковлевне, урожденной Викторовой. У них было пять детей: два сына - лев и яков, и три дочери - варвара, Агата и Анна. Младшая дочь Анна Ивановна (1854-1942) 6 октября 1876 года сочеталась браком с морским врачом Степаном Яковлевичем Гумилевым (1836-1910. Он был вдовцом, его первая жена а. М. Некрасова умерла рано, оставив ему двухлетнюю дочь Александру (1872-1952. Венчались с. я. Гумилев и Анна Ивановна в троицкой церкви села градницы, расположенного в восьми километрах от Слепнева. Своей церкви в Слепневе не было, село относилось к градницкому приходу. Около этой церкви располагалось семейное кладбище львовых. После смерти ивана Львовича имение к сыну Льву перешло. Лев Иванович (1838-1908) служил во флоте, ушел в отставку в чине контр-адмирала. Именно он и познакомил своего друга Степана Яковлевича Гумилева со своей сестрой. После его смерти совладельцами Слепнева стали сестры варвара Ивановна, по мужу лампе, Агата Ивановна и Анна Ивановна Гумилева.
После рождения коли семья Гумилевых жила вначале в Кронштадте, затем, после увольнения по болезни с. я. Гумилева в 1887 году, в царском селе, Петербурге, Тифлисе. Летние месяцы проводили в своих небольших имениях, в Поповке под Петербургом, в березках в рязанской губернии, а после 1908 года, в связи со вступлением в совместное владение, в Слепневе. Именно в этом году Николай Гумилев впервые попал в слепнево.
24 декабря 1903 года Гумилев познакомился с юной гимназисткой и начинающей поэтессой Анной Горенко. Эта встреча во многом их дальнейшую судьбу определила. 25 апреля 1910 года в николаевской церкви села Никольская слободка, расположенного напротив центра Киева на другом берегу Днепра, венчались Николай Гумилев и Анна Горенко (будущий поэт Анна Ахматова. К этому времени у Гумилева вышли три сборника стихов; "Путь Конквистадоров" в 1905 году, "романтические цветы" в 1908 году в Париже, с посвящением "Анне Андреевне Горенко", и "жемчуга" в 1910 году, перед самой свадьбой. У Анны Горенко единственное стихотворение было опубликовано в начале 1907 года в Париже во втором номере созданного по инициативе Гумилева двухнедельного журнала "Искусства и Литературы" "Сириус". Первые журнальные публикации Анны Ахматовой в России появятся лишь через год, а первый сборник "Вечер" выйдет в марте 1912 года.
Одна из глав ненаписанной автобиографической книги должна была называться: "первый приезд в слепнево. 1911". В наброске этой главы Ахматова пишет: ". В 1911 году я приехала в слепнево прямо из Парижа. " Произошло это 13 июля.
Чтобы понять, почему Ахматова придавала такое большое значение Слепневу, надо представить себе, как протекала там жизнь. Сохранилось не так много воспоминаний о жизни в Слепневе. Самым важным источником, безусловно, являются записи самой Анны Ахматовой и созданные здесь стихи. В автобиографическом очерке "Коротко о Себе" она пишет: "каждое лето я проводила в бывшей тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "Воротца", хлеба, хлеба. Там я написала очень многие стихи "Четок" и "белой стаи". Слепневские стихи широко известны - они всплывают в памяти по названию, по первой же строке:
1912 год. "Я научилась просто, мудро жить. " 1913. Осень. "Ты знаешь, я томлюсь в неволе. " 1914. 6 июня. "Так много камней брошено в меня. " 1915. Июль. "Столько раз я проклинала это небо, эту землю. " 1916. "Бессмертник сух и розов. Облака. " 1917. 1 января. "Высокомерьем дух помрачен твой. 1917, июль. "Просыпаться на рассвете оттого, что радость душит. Это - лишь малая часть. Здесь - первая поэма: "это было в Слепневе в 1914 году в моей комнате. И это значило, что я простилась с моей херсонесской юностью, с "Дикой Девчонкой" начала века и почуяла железный шаг войны. Так пришла ко мне поэма "У Самого Моря". В Слепневе я сразу сочинила 150 стихов, остальные дописала в царском селе". Здесь можно найти и истоки последней, самой важной "Поэмы без Героя". Ведь написанное в Слепневе 18 июня 1913 года стихотворение "Голос Памяти", посвященное Ольге Афанасьевне Глебовой - Судейкиной, этой "путанице - психее" - как бы эскиз, первый аккорд будущей поэмы.
В отличие от Ахматовой, Гумилев почти никогда не проставлял ни дат, ни мест написания своих стихов. Однако в хранящихся в архиве П. Н. лукницкого сборниках Гумилева имеются многочисленные пометки, сделанные рукой Ахматовой, в том числе и указания на место написания. Под многими стихами сборников "Жемчуга", "чужое небо", "колчан" проставлено: "слепнево". Но с точки зрения "Биографичности", пожалуй, наиболее ценны сохранившиеся альбомы Ольги Александровны и Марии Александровны Кузьминых - Караваевых, племянниц Гумилева. (Дочь варвары Ивановны, сестры матери Гумилева, Констанция фридольфовна, вышла замуж за Александра Дмитриевича Кузьмина - Караваева; имение Кузьминых - Караваевых борисково располагалось вблизи Слепнева. ) Живя в Слепневе, Гумилев постоянно вписывал в эти альбомы стихотворные экспромты, отражающие различные слепневские реалии вплоть до кличек лошадей, на которых совершались постоянные прогулки. И под каждым стихотворением стоит дата. Альбомы эти в 1911-1912 годах заполнялись. Один из своих экспромтов Гумилев вписал в подаренную Оле Кузьминой - Караваевой книгу "Чужое Небо":
"Оле Кузьминой Караваевой с горячей двоюродно - братской любовью. Н. Гумилёв.
Мы с тобой повсюду рыскали, скукой медленной озлоблены, то проворны, то неловки, мы бывали и в Борискове, мы бывали и в подобине, мы бывали и в Дубровке.
Вот как мы слово сдержали.
Ехать на лето в слепнево. Здесь названы почти все те места, где часто бывали обитатели Слепнева. В наброске очерка "Слепнево" Ахматова также перечисляет окрестности Слепнева и некоторых соседей: ". Березки в Подобине. Дубровки. Тетя. И Елизавета Юрьевна Кузьмина - Караваева (рожд. Пиленко), неведомские. Хилковы (1916 г. ) ". Никаких комментариев к этому перечислению она не дает. Уже было сказано, что было и что сохранилось в Слепневе. Расскажем теперь о тех точках, которые назвал Гумилев.
"Мы и в Борискове бывали. " Между обитателями Борискова и Слепнева были родственные связи, о которых было уже сказано. Помимо этого, одним из учредителей Гумилевского "Цеха Поэтов" был Дмитрий Владимирович Кузьмин - караваев, "стряпчий" "цеха". Он был женат на Елизавете Юрьевне Кузьминой - Караваевой (урожденной пиленко), участнице "Цеха Поэтов", ее стихи печатались в "Аполлоне", в России вышли два ее поэтических сборника: "скифские черепки" и "Руфь". Но в историю она вошла как легендарная мать Мария, погибшая во Франции, во время оккупации. В Борискове сохранился парк, обрамленный, как это было раньше принято, невысоким валом и рвом. И бывший усадебный одноэтажный деревянный дом сохранился. Правда, внутри он сильно перестроен, в нем размещается борисковская участковая больница. Дом этот заслуживает, по крайней мере того, чтобы на нем была установлена мемориальная доска.
"Мы и в Подобине бывали. " Имение неведомских подобино. Сохранились очень интересные воспоминания веры Алексеевны неведомской о встречах с обитателями Слепнева. Из ее воспоминаний видно, что жизнь в Слепневе протекала весьма разнообразно. Устраивались различные театральные представления, розыгрыши, часто читались стихи. Но отмечает она и отчужденность, замкнутость Ахматовой, пишет, что оживлялась она только, когда речь заходила о стихах. В слепнево из Петербурга можно было добираться через Бежецк, но чаще путь лежал через железнодорожную станцию подобино, расположенную в четырех километрах от усадьбы подобино. Старое станционное здание сохранилось, а усадебный дом в 1930 году заняла местная коммуна. После войны здание было полностью разрушено, остался лишь поросший бурьяном и крапивой фундамент. От усадьбы сохранился старинный' деревянный амбар и обширный старый парк с расположенным на краю прудом.
"Мы и в Дубровке бывали. " Дубровка принадлежала упоминаемым Ахматовой хилковым, родственникам неведомских. Имения недалеко друг от друга располагались. До 1909 года Дубровкой владел министр путей сообщения, член государственного совета, князь Михаил Иванович Хилков. Его изображение можно найти на хранящейся в русском музее знаменитой картине и. Е. Репина "Заседание Государственного Совета". Через Дубровку постоянно пролегали маршруты конных прогулок обитателей Слепнева и подобина. От усадьбы сохранилась лишь построенная в 1784 году в стиле барокко тихвинская церковь. Вплоть до 60-х годов нашего века церковь была действующей, здание с окружающей ее оригинальной оградой было в прекрасном состоянии, сохранялись и интерьеры. После принудительного закрытия церкви по инициативе местного руководства в ней учинили подлинный погром, всё порушено, иконостас уничтожен.
"Вот как мы сдержали слово ехать на лето в слепнево. " Усадебный дом исчез отсюда. Вот что вспоминают бывшие местные жители: "в Слепневе до революции было 50 дворов. На вершине холма, в саду, была барская усадьба. Окна главного фасада усадебного дома смотрели на слепнево и в сад. В сторону хотенки было боковое крыльцо и одно окно. Перед парадным крыльцом стоял дуб. Дальше от крыльца, за дубом, был пруд. С парадного крыльца принимали только знатных гостей, в обычные же дни оно было закрыто, все ходили через боковой вход. После революции в Слепневе была начальная школа. Учителем был Раевский Иван Михайлович - сын сулежского попа. Школа размещалась в барском доме, учеников было мало, по этой причине в 1935 году здание было разобрано и перевезено в градницы".
Эту работу выполняли старые, опытны плотники; один из них, Иван Дмитриевич Гаврилов, житель соседнего села теребени. Рассказывал, как осуществлялся перенос. Дом после его сборки в градницах практически не претерпел никаких изменений. Даже настил полов, кровельное железо и перила внутренней крутой лестницы были сохранены. Не изменилась и внутренняя планировка - школу она вполне устраивала. Так что, несмотря на переезд, дом сохранил в себе дух подлинности:
Течет река неспешно по долине, многооконный на пригорке дом.
А мы живем как при Екатерине:
Молебны служим, урожая ждем.
Перенеся двухдневную разлуку, к нам едет гость вдоль нивы золотой, целует бабушке в гостиной руку.
И губы мне на лестнице крутой.
Обитатели Слепнева часто посещали градницы, так как там располагалась построенная в 1794 году троицкая церковь. И последний путь жителей Слепнева лежал в Градницы. Об этом - строки Анны Ахматовой:
Буду тихо на погосте.
Под доской дубовой спать, будешь, милый, к маме в гости.
В воскресенье прибегать -.
Через речку и по Горке.
Это - о градницах, о дороге из Слепнева в градницы. Около церкви располагался погост - старинное сельское кладбище, фамильное кладбище Львовых. Там были похоронены Иван Львович и Юлия Яковлевна, дед и бабушка Николая Гумилева, брат его матери Анны Ивановны лев Иванович и другие их родственники. От кладбища не осталось и следов. Церковь же нуждается в срочной реставрации, особенно безобразно выглядит колокольня, точнее, то, что от нее осталось.
Недалеко от церкви, в небольшом парке стоит скромный деревянный дом. Дом двухэтажный, если считать вторым этажом крестообразный мезонин с четырьмя симметрично расположенными комнатами. Как и раньше, на второй этаж, где была комната Ахматовой и Гумилева, ведет крутая лестница. Окна их комнаты выходят на север - дом сориентирован так, как он стоял и в Слепневе. Отсюда раньше вижу я зарю, здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей.
Ветры северных морей влетают.
Слева была комната их сына левы, справа - Анны Ивановны Гумилевой, а напротив жила сестра Гумилева Александра Степановна сверчкова. На первом этаже размещалась столовая, гостиная и комнаты Кузьминых - Караваевых, внучек варвары Ивановны Львовой (по мужу - лампе.
Вплоть до июня 1987 года в комнате поэтов был обыкновенный класс сельской школы. Но к состоявшимся в конце июня ахматовским чтениям здесь была оборудована первая в стране мемориальная ахматовская комната. Предполагается, что комната эта станет основой будущего музея "Дом Поэтов". Пока на доме установлена мемориальная доска, посвященная Ахматовой и Гумилеву. Не стоит выдвигать утопических проектов, связанных с переносом дома обратно, на слепневский холм. Около дома должна быть жизнь, а там ее давно нет и не будет. Слепневский холм должен стать заповедным, а дом надо сохранить там, где он сейчас. А между этими двумя точками должна быть создана "Незарастающая" пешеходная тропа. Но не автомобильная дорога! Ведь если, в буквальном смысле слова, навести кое-где мосты, то мог бы получиться прекрасный пешеходный маршрут, - в гости к поэтам. Пешком, без автобуса, по безлюдной тропе, - пройти эти восемь километров - удовольствие. Только так можно попытаться подслушать музу Ахматовой, о которой она писала 16 июля 1915 года из Слепнева писательнице а. Н. Чеботаревской: "я поправляюсь очень медленно, но много работаю, по-видимому, в деревне голос музы лучше слышен. "Ведь это, по Выражению Ахматовой, "неживописное место", этот типичный российский пейзаж, успокаивающий и заставляющий вглядываться в себя, во многом объясняет значение Слепнева в жизни Анны Ахматовой.
Именно о значении пейзажа очень интересно рассказал на состоявшемся в цдл в декабре 1986 года вечере, посвященном слепневскому периоду в жизни двух поэтов, их сын, доктор исторических наук Л. Н. Гумилев. Его сообщение называлось "историко-географическая связь ландшафта Бежецкого края с литературным творчеством. " Учитывая важность его свидетельства, приведем фрагменты его выступления.
Место моего детства, которое я довольно хорошо помню, ибо с 6 и до 20 лет жил там и постоянно его посещал, - оно не относится к числу красивых мест России, это ополье, всхолмленная местность, глубокие овраги, в которых текут очень мелкие речки; Молога, которая была в свое время путем из варяг в хазары, сейчас около Бежецка совершенно затянулась илом, обмелела. Прекрасная речка остречина, в которой мы все купались, - очень маленькая речка, - была красива, покрыта кувшинками, белыми лилиями. Уже нет той березовой аллеи, по которой мы всегда гуляли с Александром Михайловичем переслегиным, моим учителем, который объяснял мне философию. Так что же, собственно, хранить, спросите вы меня, и для чего хранить. Вот на этот вопрос я и отвечу. Дело в том, что некрасивых мест на земле нет. Родной дом для всех красив. Я родился, правда, в царском селе, но слепневo и Бежецк - это моя отчизна, если не родина. Родина - царское село. Но отчизна не менее дорога, чем родина. Дело в том, что я этим воздухом дышал и воспитался, потому я его люблю. Но вы скажете, что это, в конце концов, ваше личное дело, а зачем он нужен нам? А потому, что этот якобы скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, желтые купальницы - они некрасивые цветы, но они очень идут к этому ландшафту. Они незаметны, и они освобождают человеческую душу, которой человек творит; они дают возможность того сосредоточения, которое необходимо для того, чтобы отвлечься на избранную тему. Вот поэтому дорога мне моя тверская, Бежецкая (я не говорю - отчина, - она мне не принадлежала) - но мое отечество. Потому что именно там можно было переключиться на что угодно. Ничто не отвлекало. Всё было привычно, и потому - прекрасно. Это - прямое влияние ландшафта. Вероятно, другой ландшафт повлиял бы по-иному. Конечно, Байкал прекрасен. Я там в экспедиции был, по всем тогда еще незапакощенным местам прошел своими ногами. См.