Помпеи. Вилла мистерий.
На плане Помпей отмечено сейчас 88 названий исторических построек, среди которых есть общегородские здания: храмы, лунапарий, сукновальня, печи для хлеба, и дома и виллы граждан, все под своими условными названиями
. Какие-то названы именами владельцев, которые удалось определить по граффити в интерьере, какие-то по приметным Находкам, например дом "Золотого Браслета" назван так потому, что там был найден скелет девушки с золотым браслетом, а дом "трагического поэта" из-за мозаики с театральным действом.
Вилла мистерий была открыта относительно недавно и сразу стала одной из главных достопримечательностей древнего города.
Обычно виллы находились за пределами городских стен: как и в наши дни кто-то из горожан жил урбанизированно, а кто-то на собственной "Даче". Вилла мистерий так называемая вилла - рустика - сельскохозяйственная вилла, которая предполагала при себе небольшое производство чего-либо. Здесь находился пресс для винограда, видимо делалось вино. Основана во II в. до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 г. до н. э. главный вход был обращён к дороге, ведущей от геркуланских ворот.
Жилые дома римлян не были особенно красивы снаружи, зато уютны и хороши внутри.
Первым помещением виллы или большого дома является перистиль, слово из греческого языка: пере - вокруг, стилос - колонна. Это двор, окруженный колоннами, обычно открытый, при дворе мог быть сад. На вилле мистерий вход в перистиль достаточно широкий, чтобы могла въехать повозка.
Из перистиля через коридор можно было попасть в атрий, теперь мы его знаем как атриум и он является непременной частью новых торгово - развлекательных центров. Атрий, от латинского "атер"- черный, закопченый, - центральное пространство римского домуса. Изначально в атрии находился очаг, поэтому он и назывался "закопченым. В атрий выходили все основные помещения: прихожая, кладовые, кухня, спальни - кубикулы. С обеих сторон примыкали столовые, предназначенные для трапез в разное время года. Позднее, под греческим влиянием, вмecто садика появился обширный, окруженный колоннадой двор с цветниками, статуями, фонтанами, затененный плющом, виноградом и каприфолией. В нeгo по периметру выходили летние столовые, залы для званых обедов, полукруглые беседки. Иногда двери на стенах могли быть нарисованы для красоты и симметрии.
В центре атрия находился имплювий - небольшой бассейн, наполнявшийся дождевой водой через комплювий - световое отверстие в крыше. Излишки воды уходили по трубе в подземную цистерну для сбора дождевой воды. Лишь в том случае, если прикинуть, то пантеон в Риме, храм всех богов (а для римлянина храм - дом бога), тоже построен в виде атриума, наверху световое окно, через которое может идти дождь.
В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника - картибул, специальная ниша (таблинум), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок и бюстов предков, а также изображений добрых духов - покровителей - ларов и пенатов, для чего позже стали строить отдельное святилище - ларарий. .
Витрувий составил "Спецификацию" атриев, разделив их на пять разных видов: Atrium Tuscanium, Atrium Tetrastylum, Atrium Corinthium, Atrium Displuviatum, Atrium Testudinatum. .
Большой атрий виллы мистерий как раз относится к виду тетрастиля, из него можно было попасть в бани. Вилла к морю террасой с портиками по сторонам открывалась. На плоской крыше аркады, окружавшей с трёх сторон виллу были обнаружены остатки висячего сада.
Атрий по необходимости делили портьерами на отдельные помещения, о чем свидетельствуют кольца наверху. Он был самым парадным и богато украшенным помещением дома, поэтому там принимали гостей, которые не были родственниками.
Украшать парадные и не только парадные стены жилища росписями и полы мозаиками было принято. Эта вилла получила своё название благодаря нарисованным на стенах дионисийским мистериям, по другой версии - обряду венчания. В таблинуме, кабинете хозяина, сохранились фрески на египетские темы.
Интересна роспись одной из комнат, в которой есть имитация более глубокого пространства, отделенного колоннами и несуществующей двери. Роспись словно раздвигает пространство.
Красный насыщенный цвет называют "Помпейским", здесь этот цвет фона росписи наиболее выразителен, он подчеркивает торжественность момента. Дионисийские посвящения не были официально признаны и даже запрещались в Риме, в провинции в отдалении они еще существовали и попали в роспись. По росписи сложно угадать, как происходило таинство праздника, что несет девушка на блюде, что написано на папирусе в руках у ребенка.
Разумность и красота вдохновляла римского жилища многих. Художник и археолог Лоуренс Альма - тадема посетил в 1860 году помпеи и геркуланум и так вдохновился древним Римом, что написал большое количество картин, на которых "Ожила" римская история. Альма - тадема пишет красавиц в томной неге и всякие виды развлечений.
Другой из пре - рафаэлитов, Джон уотерхауз, тоже путешествовал по Италии и тоже писал картины, иллюстрирующие жизнь римлян.
Была ли она настолько идиллически прекрасна? Тот же Гай Плиний младший в письме галлу оставил подробное описание своей виллы лаврентум, за что потомки - историки и археологи ему сказали не один раз большое спасибо. Благодаря его дотошному и одновременно поэтическому описанию мы можем хорошо представить себе как выглядела римская вилла, как логично всё там было устроено.
Архитектор отметит, что хозяин думал об акустике, потоках воздуха, освещении и инсоляции, теплых полах, террасах с видом на море, зонировании помещений и благоустройстве. Уже тут заложены принципы отдыха на море, который сейчас распространен: несмотря на то, что вилла совсем рядом с морем, волны ласкают её ступени, существует бассейн с горячей водой, в котором можно поплавать глядя на море.