Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Подмосковные усадьбы гибнут.

11.01.2016 в 23:29

Близость столицы и существование усадьбы в качестве действующего санатория во многих случаях тоже не обеспечивают сохранности ее архитектурного комплекса. Красноречивое доказательство - состояние главного дома усадьбы ольгово (дмитровский р-н московской обл. С 1930-х гг. в усадьбе Апраксиных, одном из известнейших барских гнезд Подмосковья, разместился дом отдыха, ныне существующий под оптимистичным названием "Радуга"
Подмосковные усадьбы гибнут.. Много лет отдыхающие вынуждены лицезреть на самом виду мрачные руины апраксинского дворца. Он был построен в середине Xviii века при фельдмаршале с. Ф. Апраксине и реконструирован с пристройкой деревянных помещений в 1790-х гг. по проекту Ф. кампорези. Здание, представляющее редкий образец каменного усадебного дома эпохи барокко, поставлено в центре архитектурного ансамбля. По сторонам от него отходят службы, образующие полукружие парадного двора. В них и в выстроенном недалеко новом корпусе и живет пансионат. Барский дом, который всегда был доминантой усадебной композиции, сейчас ее главный "Провал". От представительного дворца с колонными портиками и треугольными фронтонами остались куски стен с фрагментами прежней отделки. Сгорели все деревянные части, поэтому интерьерная декорация одной из стен большого танцевального зала оказалась снаружи. Этот зал с колоннами, барельефами и бюстами Апраксиных был основным украшением дома. В 1919-1926 гг. во дворце действовал музей, описанный в очерке Ю. П. Анисимова "Ольгово" 1925 г. усадьба, принадлежавшая более полутора веков знатному дворянскому роду, сохраняла много фамильных ценностей - живопись, библиотеку, архив, мебель. После закрытия музея все это развезли по другим музейным хранилищам, и дворец лишился прежней обстановки. В 1970-х гг. здание уже было в плохом состоянии и ожидало реставрации с заменой деревянных частей каменными. Ждет оно ее и по сей день, превратившись в полную развалину.
Усадьбы дмитровского уезда. XIX век.
Под Москвой погибает также дворец князей Вяземских в усадьбе Пущино - на - Наре (серпуховский р-н. Архитектурный комплекс находится в ведении местной мебельной фабрики, но она его никак не использует. Много лет стоявший в запустении, барский дом постепенно разрушался, пока не пришел в аварийное состояние. Сейчас его реставрация почти нереальной кажется. Слишком велики разрушения, в том числе и конструктивные. На доме нет кровли, перекрытий, во многих местах разошлись металлические связи, скрепляющие кладку стен, готовы обрушиться колонные портики. Нельзя не отметить, что в нынешнем состоянии здание производит сильное впечатление. В Подмосковье это наверное самые художественные руины, величественные и мощные. Заросли сирени вокруг дворца еще больше поэтизируют заброшенную усадьбу, превращая пейзаж в русский вариант фантазий гюбера Робера. Уцелели две каменные чаши фонтанов и главная аллея липового парка, уходящая к реке. Усадьба была построена в 1790-х гг. князем с. и. Вяземским, братом владельца знаменитого остафьева. Тогда возвели дворец в духе палладианской архитектуры - кубический объем с восьмиколонным портиком на аркадах почти во весь фасад. Пышная декорация с коринфскими капителями, сандриками над окнами и гирляндами фриза выполнена на уровне столичных произведений. В центре, под фронтоном иронично смеется театральная маска - самый запоминающийся образ пущинского дома. На рубеже XIX - XX вв. Здание подверглось реконструкции, но сохранило свою стилистику конца Xviii века, получив в оформлении детали неоклассицизма. Этот дворец принадлежал к лучшим, наиболее ярким образцам усадебной архитектуры Подмосковья. Его разрушение ощутимой утратой станет.
Деревянных домов, которые еще столетие назад составляли большинство в барских усадьбах, остается совсем мало. Последние памятники "Деревянного Ампира исчезают". В силу особенностей дерева эти постройки обычно минуют стадию руин - пожар быстро ставит точку в их печальной истории. Ожидаемая потеря, предсказанная в прошлом выпуске "Хроники" - главный дом в усадьбе высокое (клинский р-н московской обл. Прогнозы сбылись на удивление быстро - полуразвалившееся здание сгорело летом 2002 г. сейчас от редкого образца деревянного классицизма 1800-х гг. (еще не совсем ампирного) остались только фундаменты. Свой век два небольших флигеля по сторонам доживают. Один уже почти сгнил. Таким образом, камерный ансамбль дворян Волковых, стоявший на холме над речкой нудолью, больше не существует. Утрачена усадьба, гостями которой были П. а. Вяземский и М. Ю. вильегорский, в которой выросли два декабриста - сыновья владельца. Дом устоял в войну 1812 г., тогда отряды Наполеона бесчинствовали в десятке верст от высокого. Нынешняя утрата стала следствием преступного невнимания к памятнику со стороны дома отдыха, занимающего территорию усадьбы. Еще несколько лет назад в утраченном особняке размещалась его дирекция. Потом на охранной парковой территории был выстроен новый корпус, а усадьба брошена на произвол судьбы. Дом ветшал, долго ожидая реставрации. Пожар эту проблему решил.
Критическая ситуация складывается вокруг казанской церкви усадьбы ярополец Чернышевых (волоколамский р-н московской обл. Уникальное сооружение, объединившее в себе храм и фамильную усыпальницу, было построено в 1780-1790-х гг. по заказу фельдмаршала З. Г. Чернышева. После его смерти достройкой грандиозного здания занималась вдова, графиня а. Р. Чернышева, при помощи друга семьи князя а. М. Голицына. К возведению храма - мавзолея были причастны в. и. Баженов и к. и. бланк. Оригинальный замысел двухкупольной постройки с общим притвором принадлежал, вероятно, самому заказчику. Торжественной строгости фасадов отвечала великолепная роскошь внутреннего убранства. Зальное пространство основного храма с парящим на парусах плафоном потолка, с рядами полуколонн и алтарной полуротондой можно причислить к лучшим храмовым интерьерам екатерининской эпохи. Необычайно тонко выполнена здесь лепнина капителей и антаблемента. Ни в чем не уступает церковному и помещение усыпальницы. Его пространство разделено колоннами, а вместо имитации купольного верха сделаны подвесные своды, придающие интерьеру сходство со светским залом. И тут фриз обильно покрыт лепными орнаментами, очень качественно выполненными. Имеются документальные основания приписывать авторство ярополецких интерьеров в. и. Баженову. С ним на сей счет велась переписка со стороны заказчиков. Многое из обсуждаемых планов так и не было реализовано. Но и в осуществленном виде казанская церковь является выдающимся памятником, какие нечасто можно встретить в провинции. Самая главная ее ценность не в архитектуре внешних объемов. Она оригинальна, но не во всем удачна, тем более искажена изменениями, внесенными при строительстве. Именно сохранявшаяся до недавнего времени внутренняя отделка ставила памятник в разряд самых ценных произведений русского классицизма. Увы, в последние годы храм стремительно деградирует. Его закрыли в 1966 г. и отдали под клуб, который в церковных стенах просуществовал недолго. В 1970-х гг. памятник начали реставрировать, но скоро работы приостановились и более не продолжались. Последние остатки строительных лесов слетели с фасада в 2002 г. еще в середине 1980-х гг. в алтаре была цела шестиколонная сень, а иконостас сохранял значительные фрагменты деревянной резьбы. Все это исчезало постепенно. В конце 90-х гг. одной из последних пропала большая двухстворчатая дверь в проеме, отделяющем усыпальницу от "Апсиды" с надгробием З. Г. Чернышева. В 2002 г. с гробницы был похищен мраморный барельеф фельдмаршала (об этом упоминалось в предыдущем выпуске "Хроники". На всем здании повреждена крыша. Протекающая вода губительно воздействует на лепную отделку. В иных местах она уже в бесформенную сырую массу превратилась. Скоро рухнет плафон церковного зала, один из деревянных парусов уже сгнил и зияет черной дырой. В усыпальнице упали несколько деревянных колонн. Другие еще давно заменили простыми подпорками. Лепные коринфские капители осыпаются. Не лучше ситуация на фасадах. Выросшие на крыше деревья кирпичную кладку разрушают. Так, в августе 2004 г. упал угол портика, выходящего на площадь. Лавинообразный процесс разрушения уже уродует внешний вид здания. Без срочного вмешательства будущая реставрация памятника становится все более и более проблематична. Ответственность за нынешнее состояние храма лежит на руководстве московского авиационного института, в ведении которого находятся обе ярополецкие усадьбы, Чернышевых и Гончаровых.
С кругом произведений Н. а. Львова обоснованно связывают знаменскую церковь в бывшем селе теплое (клинский р-н московской обл. Это единственное архитектурное сооружение, оставшееся от усадьбы статского советника Н. а. соймонова. Отыскать пропавшую усадьбу по карте невозможно. Сейчас здесь пустырь, от которого до ближайшей деревни васильевское - соймоново не менее трех километров. Поэтому участь разрушающейся церкви предрешенной кажется. Вдали от людей и от жизни памятник обречен. К сожалению, таким заброшенным остатком старины оказался великолепный образец классицизма, один из лучших примеров этого стиля в Подмосковье, щедром на выдающиеся произведения. Знаменская церковь была построена в 1797 г. и отразила характерное для эпохи увлечение палладианскими мотивами. Кубический в плане объем, простые геометрические формы, перекликающиеся полукружия проемов, портики храма и колоннада колокольни - все вызывает в памяти наиболее яркие архитектурные образы того времени, и, в первую очередь, творения Львова. Документальных доказательств его авторства нет, но композиционная и стилистическая близость весьма заметна. Памятник неизученным уходит. Его, затерявшегося в бездорожье, быстро забыли. Сейчас храм представляет собой живописные руины с обрушившимися сводами и растущими на крыше деревьями. Вот-вот упадет северный портик. В интерьере утрачены все капители колонн коринфского ордера, исчезают остатки лепнины.
Как существующий памятник многим известна успенская церковь в селе свитино (подольский р-н московской обл. Свитино в 18 в. входило в состав большого имения графов Воронцовых с центром в усадьбе вороново неподалеку. В 1779 г. в селе на средства и по заказу графа и. и. Воронцова был сооружен каменный двухэтажный храм. Его архитектура выдержана в характерном для строительства Воронцова стиле, переходном от барокко к классицизму. Главные постройки усадьбы вороново убедительно связываются в литературе с творчеством к. и. бланка, из чего можно предполагать его участие и в других заказах Воронцова. В облике свитинской церкви есть узнаваемые бланковские черты - в общих массах, в решении отдельных форм и деталей. В целом храм проще и строже, чем затейливо - барочная спасская церковь в Воронове. Это вполне объяснимо, учитывая его второстепенное положение в иерархии воронцовских вотчинных церквей - свитино не было усадебным селом. Похожие церкви граф Воронцов возвел в других своих владениях - в Киеве - спасском и якимовском. Есть общие черты у свитинского памятника и с борисоглебской церковью усадьбы белкино, построенной тем же заказчиком. Так что успенский храм в свитине был важным звеном в обширном усадебном строительстве одного из влиятельных вельмож времен Елизаветы и Екатерины II. Храм был подчеркнуто величественен и доминировал в ландшафте имения. В первом издании "Памятников Архитектуры Московской Области" (1975 г. ) приведена его фотография, и памятник значится в числе сохранившихся. Он был разрушен позднее, вероятно, был взорван. Сегодня от огромного сооружения осталась только утратившая верх колокольня с торчащими в направлении трапезной железными связями.
Еще одна катастрофа последних лет - стремительное разрушение главного дома в усадьбе михайловское (подольский р-н московской обл. ), Сохранявшего подлинные интерьеры. Эта старинная подмосковная была отстроена в 1770-1780-х гг. генерал - поручиком М. Н. кречетниковым, тульским и калужским наместником. На берегу реки пахры им был создан дворцово-парковый ансамбль в стиле раннего классицизма. Архитектура дома близка проектам и. е. старова. Предположительно к строительству был причастен архитектор П. р. Никитин. В XIX веке усадьба во владение графов шереметевых перешла. С. Д. шереметев, выдающийся государственный деятель, меценат и друг императора Александра III, превратил михайловское в богатейший музей с коллекциями живописи, минералов и ботанических редкостей. В доме была огромная библиотека, хранился архив князей Вяземских, перевезенный из остафьева. Все это выделяло михайловское на фоне других аристократических усадеб, превращало его в подлинную сокровищницу национальной культуры. Старый дворец был реконструирован в 1880-1890-х гг. по проекту архитектора Н. в. Султанова. Внешне облик дома не изменился, зато интерьеры приобрели богатое убранство в разных стилях, в первую очередь, в "Русском". В комнатах, стилизованных под допетровские палаты, появились перспективные порталы "с Гирьками", сводчатые потолки, огромное количество печей и каминов с кафельными плитками. Изразцы разных цветов и рисунков составляли еще одну ценную коллекцию михайловского дворца. Особый интерес представляли две большие каменные печи с изразцовыми панно, изображавшими летнюю и зимнюю тройки. Они были выполнены в 1900 г. художником Н. каразиным. От старого убранства екатерининских времен в центре дворца оставался большой зал с колоннами и хорами для музыкантов. Все это хорошо сохранялось и после революции. Усадьба в 1920-е гг. лишилась обстановки и художественных ценностей, но продолжила существование в качестве санатория. Здесь и сейчас "Санаторий - Курорт" с лечением минеральными водами. Помимо многочисленных усадебных построек, оставшихся со времен шереметевых, на территории появились корпуса в духе сталинской архитектуры. Сам дворец до недавнего времени дирекцией санатория использовался. Однако, четыре года назад он уже стоял пустым, правда, заколоченным и недоступным для разграбления. Затем в здании случился пожар, после чего оно стало быстро превращаться в руины. Сейчас на нем местами отсутствует крыша, выбиты все окна и двери. А главное и самое непоправимое то, что уничтожены абсолютно все кафельные печи и камины. Знающие ценность изразцов "Умельцы" выломали и утащили все целые плитки. Поврежден огнем главный зал, изуродованы порталы Султанова. Состояние еще недавно благополучного здания ужасающее. И это при том, что дворец стоит на охраняемой территории, вроде бы недоступной для вандалов. Руководство санатория несет прямую ответственность за гибель выдающегося памятника истории и культуры.
Еще один пример из ряда небольших усадебных ансамблей - ляхово (домодедовский район московской области. Сохранный и целостный в недалеком прошлом комплекс, созданный в начале XIX в. Васильчиковыми и дополненный столетие спустя варгиными, разрушается на глазах. От сельской улицы усадьбу отделила полоса частной застройки. От находившегося на этом месте деревянного дома варгиной 1910 г. не осталось и следа. Нет и деревянного флигеля того же времени, а также конюшен. "Принимаются Меры" к уничтожению въездной аллеи: кто-то намеренно срезал кору с нижних частей стволов старых лип. Флигель, стоящий рядом с главным домом, еще вполне благополучно существующий на фото в "Памятниках Архитектуры Московской Области", превратился в руину. Вероятно, некогда ляхово было очень уютной камерной усадьбой. Образ ее главного дома являл собой готовую иллюстрацию к произведениям русской классики. Изящную постройку в стиле классицизма украшали колонные портики, поддерживающие балконы. Ныне дом брошен. На главном фасаде колонн уже нет, как и балкона, потому странно смотрится дверь, ведущая в никуда. В целом дом еще не утратил живописности, только она теперь приобрела оттенок беззащитности и обреченности.
Стремительно уменьшается круг сохранившихся деревянных барских домов. Недавняя утрата - в ельдигине (пушкинский район) под Москвой, старинной вотчине князей куракиных, принадлежавшей с 1877 г. Армандам. В 1878 г. фабрикантом Е. Е. Армандом был выстроен вместительный двухэтажный дом с террасами. При скромной архитектуре он вполне последним требованиям комфорта соответствовал. В 1893-1898 гг. в ельдигине, еще до знакомства с Лениным, постоянно жила Инесса Арманд. До последнего времени в доме стоял рояль, на котором она будто бы любила играть. Здание сохранялось в хорошем состоянии, но пожар 2004 г. поставил точку в его истории. Теперь от го.

Подмосковные усадьбы гибнут. 01
Подмосковные усадьбы гибнут. 02
Подмосковные усадьбы гибнут. 03
Подмосковные усадьбы гибнут. 04
Подмосковные усадьбы гибнут. 05
Подмосковные усадьбы гибнут. 06
Подмосковные усадьбы гибнут. 07

Ещё читайте об интерьере деревянных домов тут http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov