Немцы Deutschland Germany Германия.
Замок сан - суси (от фр. Sans Souci - без забот) - один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745-1747 годах по проекту архитектора Георга венцеслауса фон кнобельсдорфа.
При Фридрихе Вильгельме IV в 1840-1842 годах дворец сан - суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон арним.
В 1990 году сан - суси с его дворцами и большим парком внесены в список всемирного наследия юнеско со следующим обоснованием: "Дворец и Парк Сан - Суси, Часто Называемые"прусским Версалем", являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре Xviii в. ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства".
Виноградные террасы.
Знаменитые виды на сады в сан - суси появились благодаря решению Фридриха великого разбить виноградники на южных склонах борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При "Короле - Солдате" Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.
Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.
Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял "Большой Фонтан". Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, марса и минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана - батиста пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера - сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа - Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую "Французскую Рондель" вносились до 1764 года.
Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород "Король - Солдат" иронично называл "мой марли", намекая на изящный сад марли - ле - руа французского "короля - солнца" Людовика XIV.
Дворец сан - суси.
Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца сан - суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в бранденбургской марке ещё в Xiii в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы сан - суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих великий называл своим "Маленьким Виноградарским Домиком".
Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию сан - суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.
Сан - суси во времена Фридриха великого.
13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг венцеслаус фон кнобельсдорф создал проект будущего сан - суси. Кнобельсдорф предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погребами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из "Партера", но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание, а уютный жилой дом в стиле рококо, соответствовавший его личным потребностям, где бы культура быта сочеталась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец сан - суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.
Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы только с разрешения от короля начинались. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём. Автократическая сущность Фридриха ограничивала творческие идеи кнобельсдорфа, покорно следовавшего желаниям своего своенравного заказчика.
Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете - Христине брауншвейг - бевернской дворец шёнхаузен под Берлином. Сан - суси был дворцом "Sans Femmes" - без женщин.
Стиль рококо выделял частную и публичную зоны. Репрезентативным целям в соответствии с этим служил потсдамский городской дворец, построенный при великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в 1662-1669 годах и разрушенный в 1945 году. Реконструкция городского дворца в Потсдаме, где Фридрих жил зимой, проводилась одновременно со строительством сан - суси. Потсдам превратился в настоящую королевскую резиденцию, в то время Берлин и дворец шарлоттенбург, где Фридрихом был возведён с восточной стороны так называемый "Новый Флигель", оказались на втором плане.
В сан - суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом в скупость превратилась. Фридрих великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в сан - суси и умер в сан - суси.
Могила фридриха великого.
Старый фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце сан - суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами.
В течение 46 лет своего правления Фридриха постоянно волновала тема смерти. Помимо своего "Политического Завещания" 1752 года почти перед каждым сражением, перед каждой войной он составлял подробные завещания. Столь же часто он повторял свои указания касательно погребения: "я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в сан - суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Таким образом, если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в сан - суси" (1769. Племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил эти указания и повелел захоронить Фридриха великого в разрушенной в 1945 году потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, "Королём - Солдатом" Фридрихом Вильгельмом I.
Однако могила в церкви не стала последним пристанищем прусских королей. Спустя почти 160 лет во время второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения. Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский марбург. Там останки прусских королей в местной церкви находились св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ хехингена в Баден - Вюртемберге.
После объединения Германии завещание Фридриха великого наконец - то было исполнено. "В остальном, что касается меня, я хочу быть похороненным в сан - суси ночью, без роскоши и помпы …" (1757. 17 августа 1991 года ровно через 205 лет после смерти Фридриха его останки в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе сан - суси. Погребение ночью состоялось. Фридрих был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию на верхней террасе виноградника ещё в 1744 году.
Отец Фридриха II, "Король - Солдат" нашёл своё последнее упокоение в мавзолее императора Фридриха во фриденскирхе в парке сан - суси.
Сан - суси после Фридриха великого.
После смерти Фридриха великого в пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770-1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине. По приказу нового короля в Потсдаме были построены мраморный дворец и новый сад, а в сан - суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года. Ещё в год смерти Фридриха в сан - суси заменили мебель и отремонтировали кабинет и спальню короля.
Реконструкция сан - суси была поручена Фридриху Вильгельму фон эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха великого в 1763-1769 годах возводился барочный новый дворец, дессауский архитектор создавал в вёрлицском парке дворец вёрлиц, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в сан - суси появились первые в потсдамских и берлинских дворцах интерьеры в стиле классицизма.
Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце парец либо на пфауэнинзель.
Читайте далее статьи об интерьере маленькой квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-malenkoy-kvartiry