Картина_мира@Vmsmyth, славянские_символы@Vmsmyth, цвета@Vmsmyth.
В народных представлениях потолок деревенской избы ассоциируется с верхней границей крестьянского жилища. Не случайно в некоторых диалектах верх означает "Потолок", а ярус - "потолочный настил" сыщиков, 2006. С. 42-43. Причем он отчетливо отождествляется с небом: "Небо - это Прежде Всего Абсолютное Воплощение Верха" Брагинская, 1982. С. 206. Идеей подобного отождествления пронизаны, по сути, все разновидности народного искусства, вербального и изобразительного.
Так, например, звездному небу потолок уподобляется в загадке: "Синие Потолочины Золотыми Гвоздями Приколочены" Митрофанова, 1968. С. 18 . и наоборот, вселенское небо приравнивается к потолку крестьянской избы. Однако у такого потолка нет привычных конструкций: "Раскинут Потолок Шатром, ни Срубу, ни Столба, ни Матицы" даль, 1990. С. 357 . в основе подобного восприятия лежит представление о форме неба "как Шатре, Шалаше, Палатке, Куполе, Который Образует Стены и Крышу над Полом Землей, Поскольку при Параллелизме Микро - и Макрокосма мир Устроен по Типу Дома" Брагинская, 1982. С. 207.
С состоянием небес в их суточном цикле: в дневной и ночной, в утренней и вечерней фазах - мы сопоставим потолок в былинной поэзии:
На небе солнце - и в тереме солнце, на небе месяц - и в тереме месяц, на небе звезды - и в тереме звезды, на небе зори - и в тереме зори:
Всё в терему по небесному.
Рыбников 2, 1990. С. 358 или:
Надьведёно же над ей то (палатой. - Н. к. ) было красно солнышко, надьведёно над ей ведь был да млад светёл месец, ище зори - ти были, звёзды частыя, вся луна была над ей да поднебесная.
Марков, 1901. С. 102.
В единую композицию с солнцем, луной, звездами, зорями, утренними и вечерними, подчас включается и "вся Красота Поднебесная" (о семантике этой эпической формулы см. Подробнее: криничная, 2011. С. 101-111.
Космогония, выраженная вербальными средствами, в интерьере крестьянской избы дублируется изобразительными мотивами. Так, например, в вельских и шенкурских деревнях архангельской обл. Экспедициями 60-80 х гг. XX в. были обнаружены росписи крестьянских изб, датированные концом XIX - началом XX в. и заключающие в себе, помимо прочего, космогонические, преимущественно солярные, знаки - символы. Речь идет прежде всего о вихреобразных или шестилепестковых розетках, о больших цветных (нередко красных) ромбах, о синих травных завитках или круговых цветочных гирляндах, нанесенных наряду с другими, в основном, растительными орнаментами, на потолке горницы, на подшивке свесов кровли либо свода балконного портика, над окном светелки и т. д. мильчик, 1991. С. 96, 99, 102-103 . к слову сказать, христианизированную трансформацию подобной "Небесной" розетки можно увидеть в часовне Параскевы пятницы (XIX в. ), ныне хранящейся в Плесецком секторе кенозерского национального парка шатковская и др., 2004. С. 108 . однако в большинстве случаев до нас дошли лишь разрозненные фрагментарные сведения об аналогичных росписях. Символом солнечного/звездного неба служит и лепной узор потолка, раскрашенный в сине - желтый цвет. Он сохранился до наших дней в доме Ф. Ф. Прыгунова, построенном в поморском селе верхняя золотица в конце XIX в. пермиловская, 2005. С. 157. Роспись потолка светлицы ( "Вышки") в виде звездного неба зафиксирована в 20=е гг. XX в. в заонежской деревне космозеро, в доме Сотниковых большева, 1927. С. 50.
"Палатное письмо имеет смысл: / небесными кругами . украшают / подписчики в палатах потолки / высоки …" - так расшифровывает смысл наиболее распространенных на подволоке росписей знаток традиционного русского быта а. Н. Островский. И действительно, розетки, круги ( "Круговые Цветочные Гирлянды", "травные завитки") - устойчивые солярные знаки, которыми.
Маркируется потолок крестьянской горницы, моделизируется ее небесный свод. "Система Орнаментальных Кругов в их Мерном и Повторном Чередовании Есть Символически - Художественное Выражение Чередующихся Дней, Повторяющихся Восходов, Течений и Заходов Солнечных", - отмечает исследователь крестьянского искусства в. с. воронов 1925. С. 13.
Подобные круги, розетки, диски в посленеолитическом искусстве Европы являлись, по мнению а. Голана, символом солнца, сохраняя в ряде случаев свое прежнее значение символа неба и в эпоху бронзы Голан, 1994. С. 22 . все остальные мотивы декоративной живописи в деревенских хоромах можно, по-видимому, отнести к наглядному выражению "Всей Красоты Поднебесной". В эту космогоническую композицию вплетаются изображения мифических растений. Их продуцирующая вегетативная сила символизирует неиссякаемое плодородие, плодовитость, непрерывный круговорот в природе и социуме. Заметим, что восприятие потолка в качестве домашнего небосвода характерно и для западноевропейского искусства.
Об этом, в частности, свидетельствует описание верхней части палаты в древнем французском сказании о хождении карла великого в Иерусалим и Константинополь. Согласно этому сказанию, верх палаты представляет форму и образ неба, с солнцем, луной и звездами, которые загораются всякий раз в соответствии с временем года Веселовский, 1884. С. 386.
Н. а. криничная "потолок: проявления верхней границы жилого пространства в крестьянском микрокосме (по материалам народного искусства) "//труды карельского научного центра ран номер 6. 2011. С. 29-36.
Смотрите ещё статьи об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma