Готическая церковь Св. Георгия на месте дворцовой часовни построена Св.
Креста, которая находилась на территории дворца карла великого. Именно в этой часовне будущий император в 775 году праздновал рождество. Нынешняя церковь покоится на остатках этой часовни - обширной ротонды, которая была обнаружена во время раскопок, проводившихся в крипте в 1876 и 1902 годах.
Каролингской часовни Viii века длительное время хватало для богослужебных нужд населения, пока селеста оставалась небольшой деревней, где проживали в основном крестьяне, рыбаки и лодочники. В 1216 года поселение получило статус вольного города и было обнесено крепостной стеной. На следующий год император Фридрих II штауфен с приоратом заключил Св. Фе соглашение, по которому жители частично освобождались от контроля со стороны этого бенедиктинского монастыря.
С тех пор население города стремительно увеличивалось. Гордые своей свободой и растущим благосостоянием, религиозные жители восприняли как одну из своих первоочередных задач строительство более просторной и более красивой церкви.
Работы по строительству новой церкви в 1220-х годах начались. Первоначально разработанный архитекторами план предусматривал возведение обширной базилики в романском стиле, состоящей из трех нефов и двух трансептов. На тот момент церковь была названа в честь богоматери (Notre - Dame. Поскольку в богослужебных целях необходимо было как можно дольше сохранять древнюю ротонду, то сначала были возведены внешние стены боковых нефов. Со стороны южного бокового нефа от той эпохи сохранился прекрасный портал в переходном стиле, сочетающий в себе романские и раннеготические черты. Ок. 1230. Года была построена алтарная часть с двумя апсидиолами, практически полностью перестроенная в XV веке. Центральный неф строился с 1235 года.
В 1240-1250 гг. каролингская ротонда была снесена, чтобы освободить место для строительства алтарной части и трансепта нового храма. Между тем на смену романскому стилю уже пришел готический. Ок. 1250 года, когда было начато строительство центрального нефа, эльзасское готическое искусство уже достигло расцвета (неф кафедрального собора в Страсбурге был воздвигнут в 1250-1275 гг. . не исключено, что планы строительства страсбургского собора и церкви Св. Георгия в Селесте были разработаны одними и теми же архитекторами. В центральном нефе храма селесты мы, хотя и в более простой форме, обнаруживаем то же строгое изящество, ту же чистоту линий и мистическое стремление ввысь, которые характерны для главного нефа собора в Страсбурге.
Приблизительно в 1300 году церковь была продолжена в западную сторону за счет постройки своего рода западного трансепта, который образует в интерьере храма некое подобие нартекса, вытянутой формы, охватывающего всю длину фасада. В центре фасада архитектор предусмотрел возведение башни, которая после ряда изменений в плане была построена в два этапа.
Ок. 1350 года был построен нижний этаж башни (колокольни), четырехугольный в плане, укрепленный угловыми контрфорсами со слепыми декоративными арками. По каждой из четырех сторон этот этаж прорезан большими проемами, разделенными на три части посредством двух перемычек. Пинакли были добавлены к основаниям контрфорсов лишь в XV веке, чтобы привести нижний этаж башни в большее соответствие с архитектурным обликом верхнего этажа.
После завершения первого этапа строительства колокольни в работах наступил длительный перерыв: в 1352 году произошло восстание (Geschelle), в ходе которого был создан городской совет из торговцев и ремесленников, а представители местного дворянства - которые в значительной степени как раз и финансировали возведение башни - были изгнаны из селесты. Кроме того, в этот период город неоднократно подвергался осадам, и в связи с этим население было больше занято постройкой оборонительных сооружений, нежели храмов. Ситуация усугублялась тем, что в 1349 году в эльзасе разразилась страшная эпидемия чумы, прошедшая по всей Европе.
Работы по строительству церкви в самом начале XV века возобновились. Вместо завершения строительства башни решено было направить усилия на то, чтобы выстроить более обширный хор (алтарную часть), состоящий из трех травей. Достоверно известно, что планы строительства нового хора были разработаны мастером Матиасом (Mathis), который в 1400-1414 гг. возглавлял коллегию управляющих (Oeuvre Notre - Dame) (администрацию по сбору средств и управлению фондами) строящегося храма, сменив на этом посту Иоганна (Ганса) обрехта (Johann Obrecht) (ок. 1330-1407), Избранного к тому времени бургомистром селесты (шлеттштадта.
В соответствии с планом мастера Матиаса, новый хор в стиле пламенеющей готики должен был представлять собой продолговатое сооружение 21 м длиной, 8, 80 м шириной и 20 м высотой. Вместо прежней темной и тесной полигональной апсиды (от последней сегодня сохранилось лишь две апсидиолы), Матиас предложил создать настоящую стеклянную клеть: восточная оконечность храма теперь имела плоский, а не выпуклый профиль, а боковые стены были оснащены большими оконными проемами, которые покрывали практически всю поверхность и были заполнены прекрасными витражами.
Работы по планам Матиаса продолжил страсбургский архитектор Эрхард кинделин (Ehrard/Erhart Kindelin), который руководил постройкой восточной части церкви с 1414 по 1430 год. Кинделин одним из известнейших мастеров того времени был. В частности, этот архитектор участвовал в возведении знаменитого шпиля страсбургского собора. Именно при Эрхарде кинделине были построены три травеи восточной оконечности церкви Св. Георгия.
В 1460-1490 гг. было начато строительство второго этажа церковной башни. Над первым этажом был надстроен второй, в целом аналогичный первому, но на четверть более высокий. На вершине этого яруса архитекторы разместили восьмиугольную террасу, а на ней соорудили помещение для часового. В 1490 году строительство 60-метровой башни в стиле пламенеющей готики было завершено. Разумеется, этой колокольне далеко до высочайшей башни страсбургского собора, однако башню церкви Св. Фуа она превзошла успешно.
После завершения строительства нового хора скульпторы и архитекторы сосредоточили усилия на том, чтобы достойно украсить церковь. В 1464 году в алтарной части было установлено колоссальных размеров распятие, единственным уцелевшим фрагментом которого является голова Христа из полихромного липового дерева (ныне она находится в коллекции гуманистической библиотеки селесты. Эта работа приписывается эльзасскому резчику Николасу хагенауэру (автору скульптур изенгеймского алтаря) либо мастеру файту Вагнеру (создателю композиции "Гефсиманский сад" в страсбургском соборе.
В 1489-1490 гг. Конрад зифер (Conrad Sifer von Sinsheim) - позднеготический скульптор из немецкого города зинсхайма, в 1491-1493 гг. также работавший в страсбургском соборе (ему принадлежит забавный человечек (астролог) с солнечными часами на южном фасаде собора) - возводит в церкви селесты алтарную преграду (леттнер. Завершенная на рождество 1490 года ажурная перегородка из белого камня вызывала всеобщее восхищение своими разнообразными растительными орнаментами, выполненными в пышном стиле, который был введен в эльзасе в 1460 году нидерландским мастером Николаусом герхаертом ван Лейденом (Nikolaus Gerhaert van Leyden/Nicolas Gerhaert de Leyde (1430-1473. Эта замечательная алтарная перегородка была разрушена в 1789 году, во время французской революции (тринадцать уцелевших фрагментов хранятся в гуманистической библиотеке селесты. Конрадом зифером также была создана скульптурная группа "Гроб Господень".
Работы по планам Матиаса продолжил страсбургский архитектор Эрхард кинделин (Ehrard/Erhart Kindelin), который руководил постройкой восточной части церкви с 1414 по 1430 год. Кинделин одним из известнейших мастеров того времени был. В частности, этот архитектор участвовал в возведении знаменитого шпиля страсбургского собора. Именно при Эрхарде кинделине были построены три травеи восточной оконечности церкви Св. Георгия.
В 1460-1490 гг. было начато строительство второго этажа церковной башни. Над первым этажом был надстроен второй, в целом аналогичный первому, но на четверть более высокий. На вершине этого яруса архитекторы разместили восьмиугольную террасу, а на ней соорудили помещение для часового. В 1490 году строительство 60-метровой башни в стиле пламенеющей готики было завершено. Разумеется, этой колокольне далеко до высочайшей башни страсбургского собора, однако башню церкви Св. Фуа она превзошла успешно.
После завершения строительства нового хора скульпторы и архитекторы сосредоточили усилия на том, чтобы достойно украсить церковь. В 1464 году в алтарной части было установлено колоссальных размеров распятие, единственным уцелевшим фрагментом которого является голова Христа из полихромного липового дерева (ныне она находится в коллекции гуманистической библиотеки селесты. Эта работа приписывается эльзасскому резчику Николасу хагенауэру (автору скульптур изенгеймского алтаря) либо мастеру файту Вагнеру (создателю композиции "Гефсиманский сад" в страсбургском соборе.
В 1489-1490 гг. Конрад зифер (Conrad Sifer von Sinsheim) - позднеготический скульптор из немецкого города зинсхайма, в 1491-1493 гг. также работавший в страсбургском соборе (ему принадлежит забавный человечек (астролог) с солнечными часами на южном фасаде собора) - возводит в церкви селесты алтарную преграду (леттнер. Завершенная на рождество 1490 года ажурная перегородка из белого камня вызывала всеобщее восхищение своими разнообразными растительными орнаментами, выполненными в пышном стиле, который был введен в эльзасе в 1460 году нидерландским мастером Николаусом герхаертом ван Лейденом (Nikolaus Gerhaert van Leyden/Nicolas Gerhaert de Leyde (1430-1473. Эта замечательная алтарная перегородка была разрушена в 1789 году, во время французской революции (тринадцать уцелевших фрагментов хранятся в гуманистической библиотеке селесты. Конрадом зифером также была создана скульптурная группа "Гроб Господень". Франция@Medieval_Architecture культовая_архитектура@Medieval_Architecture.