Эклектика. Часть I.
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях).
Наверное, многие наши читатели думают, что эклектика - это название вашего любимого культурного центра, и связано то - ли с эпилептиком, то - ли с эклиптикой, то - ли с электрикой. Многие обращения, письма начинаются так: "уважаемая электрика! Настала пора расставить точки над i.
Эклeктика, также эклектизм (др. - Греч. "Избранный, Отборный" от др. - Греч. "Выбираю, Отбираю, Избираю") - смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма потамоном.
В архитектуре "Эклектика" (эклектизм, историзм) - направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых "Исторических" архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо - сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В англоязычном искусствоведении употребляются термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз - ар (для второй половины XIX века. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV - Xviii веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль Константина тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика "Многостильна" в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная "краснокирпичная" архитектура. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
"Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое … пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену …" Н. в. гоголь, "Об Архитектуре Нынешнего Времени", 1831.
Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е -1860- е гг. и 1870-е -1890- е гг.; в России естественно разделение на "Николаевский" и "александровский" этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Сама по себе эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, не являлась новым явлением для Петербурга: смесь архитектурных ордеров встречаются в оформлении адмиралтейства, дома чичерина на невском проспекте и других зданий; ряд творений (например, чесменский дворец Ю. М. фельтена) выбивался из стилистического ряда своего времени. Но именно во второй трети XIX века наблюдается широкое распространение многостилевости, разнообразия форм, заимствований и отсылок к древним мотивам.
В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Однако период эклектики не разделяется строго хронологически на отдельные фазы. Так, здания в стиле необарокко прослеживаются от 1840 до 1910 года.
Необарокко.
Одним из крупнейших архитекторов раннего периода эклектики является а. и. штакеншнейдер. Его замечательной работой ещё в духе позднего классицизма является мариинский дворец (1839-1844, исаакиевская пл., 6, ныне - законодательное собрание Санкт-петербурга. Однако уже можно заметить элементы европейского возрождения: появился сложный декор и бриллиантовый руст фасада, колонны и пилястры снабжены двойными каннелюрами. Компоновка помещений принята анфиладной, аналогично барокко. Применены металлические конструкции балок и стропил.
Одним из первых творений необарокко считается перестроенный а. штакеншнейдером дворец белосельских - белозерских (1846-1848, невский проспект, 41. Фасады выполнены в стиле елизаветинского барокко Xviii века, украшены лучковыми фронтонами и барочными наличниками со скульптурными картушами, трехчетвертные колонны и пилястры портиков оформлены коринфским ордером. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания. Внутренняя отделка поражает пышностью в стиле барокко и рококо: пилястры с кариатидами, ажурные кованые канделябры и решетки с вензелями, деревянные панели с золоченой резьбой, мраморная облицовка, обивка тканью. Разностильные элементы и кариатиды использованы архитектором также при строительстве ново - михайловского дворца (1857-1858, дворцовая наб., 18.
В короткое время стиль необарокко становится весьма популярным в столице. На новых домах появляются эркеры, консоли, балконные решётки, двойные и тройные окна, большие застеклённые витрины. В 1840-1860-х годах в России развивается производство пудлингового (сварочного) железа и проката из него, а позже - и стального проката. Это позволило использовать большие пролёты зданий и сооружений, железные перемычки проёмов лестниц.
В стиле необарокко были построены, например, особняк Т. П. дылёва с редким полукруглым портиком (и. а. монигетти, 1849 год, наб. Обводного канала, 155), особняк П. и. Демидова (о. монферран, 1835-1840, большая морская ул., 43), доходный дом Н. П. жеребцовой, урождённой Гагариной (Л. Ф. фонтана 1860-1863, дворцовая наб., 10), особняк Е. М. Бутурлиной (Г. Ю. боссе, 1857-1860, ул. Чайковского, 10) и др.