Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Чужое лицо / Tanin no kao.

24.01.2020 в 11:54

Mstr_Videos.

Год 1966.
Страна Япония.
Режиссер хироси тэсигахара.
Сценарий кобо Абэ.
Оператор хироси сэгава.
Композитор тору такэмицу.

В главных ролях:
Тацуя накадаи.
Микидзиро хира.
Кёко кисида.
Мики Ириэ.
Эйдзи окада.
Минору тиаки.
Хидэо кандзэ.
Куниэ Танака.
Эцуко итихара.
Эйко мурамацу.

Чужое лицо / Tanin no kao.
За два года до эпохального "Отвращения" романа полански и "часа волка" Ингмара Бергмана Хироси тесигахара пристально изучает приливы безумия, патологий и болезнетворных желаний. Взяв за основу нервную прозу кобо Абэ, режиссер открывает врата личного ада, в котором нет места цвету, все выжжено жидким воздухом, сочащимся из углов утлых комнатушек, в которых прячет свою боль главный герой.

По сюжету во время осмотра нового завода инженер окуяма получил серьёзные ожоги и фактически лишился лица. Свои увечья он скрывает под многослойными бинтами, которых не снимает даже дома. Несчастный случай героя мнительным сделал. В глазах жены он страх и отвращение видит. От его постоянных нападок и резких высказываний страдают окружающие. На приёме у врача окуяма узнаёт, что современные технологии позволяют сконструировать специальную маску, которая будет в точности имитировать цвет и текстуру человеческой кожи. Единственное условие врача - не прерывать общение, регулярно давать отчёт о своей новой жизни. Врач хочет знать, насколько новое лицо изменит характер героя, его привычки, манеру держаться. Предупредив коллег и начальство, что его отсутствие на работе будет продолжительным, герой поселяется на съёмной квартире и полностью обновляет свой гардероб. Главная цель этого маскарада - отомстить жене, соблазнив её под видом незнакомца.

В восточной, в частности, японской культуре идиома "Потерять Лицо" означает совершить поступок или попасть в такую ситуацию, которую невозможно исправить, которая недопустима. "Лишенный Лица" человек мог только одним способом решить проблему - совершить самоубийство. Так было в прошлом. Потерять лицо человек боится издревле - в прямом и переносном смысле. Опозориться, утратить социальную значимость, оказаться вне общества - это страшно. Это - "Смерть" тебя как социальной единицы. Тема потери лица плотно переплетена с темой масок, которые все мы носим. В "Чужой Маске" окуяма теряет лицо в прямом смысле, и это рождает страх "потери лица" в обществе, которое оказалось закрыто для него, ставшего уродом.

Слияние художественных сил - Запада и Востока, Европы и Японии, традиционного и экспериментального - ощутимо в зловещем вальсе, который тору такэмицу сочинил для титров "Чужого Лица". Это еще более неспокойная музыка, чем его царапающие по нервам электронные вещи. "Неуместный" вальс не только подчеркивает связь такэмицу и тэсигахары с западной культурой, но и указывает на несообразность в визуальных стратегиях картины. Используя традиционную, даже немного устаревшую форму трехтактного венского вальса в модернистских целях, такэмицу непреднамеренно указывает на формальный конфликт между странным, старомодным форматом фильма и целой серией новаторских визуальных приемов: стоп-кадры, отстраняющие крупные планы, резкие наезды камеры, использование рентгеновских снимков, рваный монтаж, сюрреалистические метафоры, головокружительные панорамы, рир - проекции, фрагментированная и стилизованная композиция кадра. С конца 50-х большинство японских фильмов снималось в широкоэкранном формате, это была настоящая мания. Поэтому особенно поражает приверженность тэсигахары к старомодному формату, подчеркнутая черно-белым изображением.

Тэсигахара пытается подобрать визуальные аналогии для абстрактной прозы писателя кобо Абэ (и ему это удается. Декорации, атмосфера и визуальный замысел великолепны (над декорациями работали японские архитекторы арата исодзаки и масао ямадзаки. Тема идентичности и фрагментированного сознания находит эквивалент в открывающих фильм кадрах с изолированными частями тела и обрезанными, неокубистскими изображениями губ, пальцев и затылка, которые представляют жену героя. Барочный офис врача, театр жестокости, показанный через отражения в зеркальных перегородках, стеллажах, инструментах, пробирках и прочих предметах, приобретает абстрактное, графическое качество, предвосхищая мизансцены фассбиндера в его "Зеркальный" период, когда интерьеры становятся своего рода витриной, в которой отражаются, преломляются, искажаются, умножаются застывшие эмоции. Тэсигахара часто убирает слишком очевидный и банальный диалог, уделяя больше внимания дизайну, рисунку и фактурам. Так, например, испещренное точками стекло в офисе управдома рифмуется с твидовым пальто в елочку, которое носит окуяма.

При всей фантастичности ситуации в фильме, как и в книге, на редкость аутентично и исчерпывающе обрисована конкретная социально - историческая обстановка. Сквозь показное приятие нового, урбанизированного, впитывающего последние технические достижения быта прорывается смутное чувство тоски по утрачиваемой, если не бесповоротно утраченной, культурной самобытности. Пронзительнее всего мотив звучит в истории молодой девушки, лицо которой обезображено келоидными рубцами (видимо, вследствие радиоактивного облучения, поскольку в диалоге с братом она вспоминает о красивом море Нагасаки) и которая живёт с подспудным ожиданием войны. Для кобо Абэ и Хироси тэсигахары отход от традиций, служащих самоидентификации народа, - только начало деструктивного процесса. Следующий шаг - возможность легко изменять внешность, которая должна одарить индивида бескрайней свободой, однако на поверку несёт угрозу окончательного разрушения персоны.

Как итог, как и большинство фильмов тэсигахара, "Чужое Лицо" - настоящий шедевр, один из лучших и самых показательных фильмов японской "новой волны". Тэсигахара - сложный в своей простоте режиссер, понимание которого будто приближает тебя к такой загадочной японской культуре, погружая на толику в созерцание и отчуждение. Как и многие современники, он проявлял интерес к экзистенциализму - месту и роли отдельной личности в современном обществе. Работая вместе с Абэ, Хироси тэсигахара интерпретировал почти фантастические образы "Чужого Лица", за которыми стоит реальная социальная и нравственная проблематика, в визуально - целостное абстрактное кино.