Зимний дворец Санкт-петербурга.
Интерьеры личных покоев императрицы.
Бывая в эрмитаже на выставках или рассматривая постоянные экспозиции, выставленные в его залах, не всегда задумываешься, что некоторые из этих помещений когда-то были личными покоями членов императорских семей. Некогда они занимали значительную часть дворца, но, к сожалению, не все из них сохранились
. Наиболее полное представление о том, как же проживали во дворце высокопоставленные особы, дают покои императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
С каждым новым императором во дворце менялись и жилые интерьеры. Готовиться к свадьбе Александра II с немецкой принцессой Максимилианой - Вильгельминой - Августой - Софией - Марией гессенской начали уже после пожара и к 1841 году управились. Этой ответственной работой архитектор а. П. Брюллов занимался. Для великой княгини была подготовлена целая анфилада комнат на втором этаже дворца.
Вначале комнат было семь - туалетная, ванная, спальня, будуар, большой (малиновый) кабинет, золотая гостиная и белый зал. Немного позже появилась еще и зеленая столовая. Часть покоев императрицы сохранили свое убранство и до настоящего времени. Интерьерами этих комнат можно полюбоваться на прекрасных акварелях художников э. П. гау, к. а. Ухтомского, Л. премацци.
"Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней -.
Мы с трепетом тревожным смотрим.
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье.
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться, а сердце рвется обожать. Ф. и. Тютчев. Императрице Марии Александровне.
Спальня.
Вначале стены спальни были украшены светлым шелком, а в 1850 году в ней сменили мебель и отделку стен, и преобладающим цветом стал синий.
"Спальня моя вышла такая уютная и изящная; темно-голубой цвет так хорош; ковер с круглым рисунком, малиновый на белом фоне, очень красив …", - писала Мария Александровна.
Туалетная комната. Ванная.
Первоначально эта комната была выполнена в розовом цвете. В 1845 году облик ее поменялся, доминирующими в ней стали светло-голубые и сиреневые тона. Вместо тканей на стенах появились шелковые обои с растительным орнаментом. Шелком такого же цвета украсили мебель, ширму и перегородку, разделившую комнату на две половины. В настоящее время от прежнего убранства этой некогда очень уютной комнаты почти ничего не осталось.
Будуар.
Первоначально будуар, оформленный Александром Брюлловым, был синим. Но в 1853 году его кардинально поменяли. Для этого был приглашен архитектор Г. а. боссе, славившийся своим умением виртуозно украшать интерьеры в стиле рококо. И он прекрасно с этим справился. Царящие здесь яркие шелка гранатового цвета, эффектно сочетающиеся с причудливыми позолоченными орнаментами, отражаясь в зеркалах, создают в этой небольшой комнате роскошный интерьер, подчеркивающий изысканный вкус и богатство своей хозяйки. Почти в таком виде он и сохранился до настоящего времени.
Большой малиновый кабинет.
Изначально кабинет, спроектированный а. Брюлловым, выглядел иначе, чем теперь, и увидеть его можно на акварелях э. П. гау и к. а. Ухтомского.
На видном месте в нем располагался роскошный письменный стол, именно из-за наличия такого стола зал и стали называть "Кабинетом".
В 1858 году было решено поменять интерьер кабинета. Работал над проектом Андрей штакеншнейдер, превративший его в один из самых эффектных залов во дворце. От первоначального облика он лишь малиновый цвет стен оставил.
Золотая гостиная.
Эту гостиную также спроектировал а. П. Брюллов. Вначале она имела довольно строгий вид, стены и потолок были выложены белым мрамором, позолота присутствовала лишь в настенной лепнине. Но в 1863 году ее отделкой занялся Андрей штакеншнейдер и доминирующим цветом он сделал золотой. Позолоченные двери, потолок, мебель, стены изменили облик гостиной. Прекрасно вписался в интерьер и камин с колоннами из яшмы. С тех пор интерьер этого зала считается одним из самых роскошных во дворце.
Зелёная столовая.
Осенью 1850-го года в апартаментах Марии Александровны появился еще один хоть и небольшой, но удивительной красоты зал - зеленая столовая. Архитектор а. и. штакеншнейдер ее в стиле французского рококо оформил.
Белый зал.
Это самый большой зал всей анфилады. Брюллов создал его специально к свадьбе на месте трех гостиных. Интерьер этого зала, выдержанный в белых тонах, выглядит очень торжественно. Украшали зал знаменитые итальянские скульптуры и изображения богов.
Собственный ея величества подъезд.
Для удобства Марии Александровны а. Брюллов сделал дополнительную лестницу, по которой легко можно было из спальни попасть в подъезд, выходящий на дворцовую площадь. Эту лестницу и подъезд со временем так и стали называть - "Собственная Ея Императорского Высочества Лестница" и "собственный ея величества подъезд".