Усадьба в мураново.
Интерьеры усадьбы мураново - абсолютно жилые. В вазах - цветы, на столах - скатерти, посуда и раскрытые книги, стулья повернуты так, будто с них только что встали. Приходится напоминать себе, что вы в музее и что наследники последних владельцев, Тютчевых, с октябрьской революции живут не в доме, а в усадебном флигеле. Это первое впечатление не обманчиво. В мураново действительно живут - но не реальные люди, а привидения двух великих русских поэтов, Евгения Баратынского и Федора Тютчева.
Надо заметить, что привидения эти поселились в мураново не потому, что его объявили музеем. Они жили здесь всегда: наследники поэтов еще в XIX веке поставили себе целью сделать усадьбу настоящим мемориалом их памяти. Характер мураново, его интерьеры и обстановку определила романтическая мистика.
Для начала, этот дом был построен поэтом - романтиком без "Посторонней" помощи архитектора. Евгений Баратынский усадьбу в приданое за своей женой получил. Дом на живописном участке к северу от Москвы он строил по собственному рисунку. Будучи поэтом, он первым делом захотел иметь башню - такую же, как у его английского коллеги Вальтера Скотта. В мураново башня, правда, небольшая - всего два этажа, но, в отличие от других русских усадеб, жилая, а не игрушечная. Баратынский регулярно в ней уединялся и писал стихи. Кроме башни в особняке есть еще две "Составные Части": большой квадратный дом и протяженный корпус с коридором, который соединяет его с башней. В планировке квадратной части Баратынский не был оригинален - возможно даже, что он использовал один из множества "Типовых" проектов, которых в XIX веке было не меньше, чем сейчас. Так или иначе, это традиционная для русских усадебных домов французская ампирная схема: в центре - парадный зал, из которого множество дверей ведут в дополнительные комнаты - гостиные.
Гостиных в мураново заметно больше, чем в обыкновенных русских усадьбах. Во-первых, хозяева всегда принимали множество гостей. К Баратынскому, а потом и к Тютчевым (к которым мураново перешло потому, что сын поэта женился на родственнице жены Баратынского) ездили их многочисленные литературные знакомые. Во-вторых, после посещения усадьбы кем-то из знаменитых гостей, к примеру, гоголем, Аксаковым или Одоевским, хозяева устраивали в доме очередную "Тематическую" комнату. И приводили в нее уже следующих литературных посетителей. В результате мурановские гостиные еще в XIX веке поделились на нормальные, жилые, и особые, "Памятные". И именно поэтому переход к музейной деятельности произошел в свое время совершенно безболезненно и как будто даже не нарушил привычного уклада жизни в мураново.
А уклад этот для русской усадьбы достаточно типичным был. Сердце дома билось в парадной гостиной. Большие размеры этой "Главной" комнаты позволяли при желании устраивать здесь балы или литературные вечера. В обычное же время она была поделена на разные зоны - диваны, кресла и кушетки группировались вокруг столиков для рукоделия, рабочих конторок и музыкальных инструментов. Это позволяло нескольким группам гостей одновременно заниматься своими делами, не мешая друг другу.
Рядом с большой гостиной - "Литературная Комната". Здесь собраны вещи, связанные с памятью Евгения Баратынского (мебель, которую сделали для его кабинета крепостные) и Федора Тютчева (обстановка из его петербургского кабинета. "Зеленая Гостиная" - пример "нормальной" мурановской комнаты. Здесь с литературой ничто не связано, зато стоит отличная ампирная мебель красного дерева с бронзовыми накладками, Горка с фарфором (без которой ни один усадебный интерьер не обходится) и висят семейные портреты - довольно сомнительного художественного качества.
За большой гостиной располагается парадная столовая. Здесь все строго и торжественно - владельцы мураново следовали английским традициям, и к обеду было положено переодеваться. В комнате много зеркал и дорогого фарфора, в том числе саксонского. Важная деталь - монументальная супница в центре раздвижного стола - сороконожки.
Пожалуй, самая необычная комната в мураново - главная спальня. Сюда в 1873 году, после смерти Федора Тютчева, перевезли из царского села его мебель, в том числе роскошную резную кровать красного дерева. На этой самой кровати, не смущаясь мрачными ассоциациями, спал его сын Иван. Хотя, надо заметить, в своих вкусах он был не оригинален - в XIX веке было даже принято окружать себя вещами дорогих покойников (князь Волконский в своем имении суханово, к примеру, спал на том самом диване, на котором умер в Таганроге император Александр I.
Мемориальная кровать - апофеоз музеефикации мураново. Рядом с ней бледнеют все "Конторки, Принадлежавшие Аксакову". И все же мураново - образец дома прежде всего очень уютного, семейного - настоящего "Дворянского Гнезда". Люди приезжали сюда не стихи писать, а отдохнуть - отвлечься от светских обязанностей и "Шума Городского". Баратынский описывал жизнь в мураново как "Тихий сон Тихого Счастья". Сохранившаяся в усадьбе обстановка позволяет почувствовать, что он имел в виду. Сами владельцы сделали этот интерьер музейным - и именно поэтому он живой и жилой. "Да, мы так Жили", - могут с ностальгической гордостью отметить дружелюбные мурановские привидения.
Текст: Дмитрий швидковский и Евгения Микулина фото: фриц фон дер шуленбург.