Прогулка в ясную поляну.
Откуда взялись толстовки, что составляло страсть сердца писателя и другие секреты одной из старейших русских усадеб, где нашел вдохновение лев Николаевич толстой, - ясной поляне.
На "Прешпекте".
Миновав две белые башенки на входе в усадьбу, гости фамильного гнезда семьи толстых попадают на "Прешпект". Именно так лев Николаевич называл эту неширокую дорогу, обрамленную стройными березами. Махание" их ветвей, как писал граф в своих дневниках, запомнилось ему с детства. По левую сторону от аллеи располагается яблоневый сад. Посадки обновлены, однако есть и деревья, которые помнят Льва толстого и даже плодоносят!
Возвращаясь из дальних поездок (или просто вечерами), лев Николаевич так любил прогуливаться здесь, что не смог расстаться с милым "Прешпектом" и в своем самом главном произведении - романе - эпопее "война и мир". "Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел", - докладывает слуга Тихон старому князю болконскому, ожидающему гостей. Именно главная аллея ясной поляны и послужила прототипом заметенной снегом дороги к дому болконских.
"Страсть ума и Страсть Сердца".
Столь поэтичное название в доме толстого носил не его рабочий кабинет, спальня или гостиная, а всего лишь … прихожая. Домочадцы писателя назвали ее так не случайно. Здесь сочетались две самые большие любви Льва Николаевича: книги (три шкафа из 30 во всем доме) - для ума и охота - для сердца, что отражали висящие на стене оленьи рога. Правда, в 60 лет от последней страсти толстой отказался, став вегетарианцем.
"Ленивое Изображение".
Уже в то время, когда в ясной поляне жил толстой, в гостиной на втором этаже висели картины. Их чудом удалось сохранить до наших дней: во время великой отечественной войны более 40 000 вещей из усадьбы удалось эвакуировать. На самой крайней справа картине рядом с бюстом толстого изображена его жена Софья Андреевна: на портрете женщина кажется спокойной и вальяжной. Но именно этот образ противоречил натуре супруги Льва Николаевича, которая была энергичной и деятельной женщиной. Софья Андреевна портрет "Ленивым Изображением прозвала".
С тех пор эту картину кисти Валентина Серова в семье так и называли. "Лев Николаевич заказал художнику Валентину Серову мой портрет масляными красками. Я позировала почти ежедневно, и портрет, начатый прекрасно, Серов потом испортил. Да и позу он мне, живой, бодрой, придал какую-то мне не свойственную, развалившуюся. Всех было 19 сеансов", - писала Софья Андреевна в дневнике.
В рабочем кабинете.
В кабинете писателя, небольшой проходной комнатке, смотрители музея тоже сохранили рабочую атмосферу и важные детали, которые помогали толстому работать над произведениями. Например, рядом с рабочим столом до сих пор стоит стульчик, кажущийся, однако, чересчур маленьким для взрослого мужчины. На самом деле стул принадлежал не толстому, а его дочери Тане. Когда девочка из него выросла, лев Николаевич, любивший сидеть низко по отношению к столу, забрал стульчик себе.
На столике для чтения лежит книга, которую писатель читал в последние дни жизни в ясной поляне, - "Братья Карамазовы" Достоевского. Неподалеку от стола стоит фонограф. Первое изобретение для записи звука толстому на 80-летие подарил американский ученый Томас Эдисон. Записанный на него голос Льва Николаевича можно послушать до сих пор: будто из соседнего кресла писатель наставляет крестьянских детей хорошо учиться и не шалить.
Диван для Лизы.
Еще одна ценная деталь интерьера дома толстых - темный, обитый клеенкой диван. На нем родился сам толстой, его братья, сестра и 11 детей. Где бы ни находился диван, перед родами Софьи Андреевны его всегда переносили в ее комнату. Похожая ситуация происходит и в романе "Война и мир" - в сцене родов маленькой княгини Лизы болконской. "Через пять минут княжна (Марья. -. Прим. ред. Из своей комнаты услыхала, что несут что-то тяжелое. Она выглянула - официанты несли для чего-то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. Что-то на лицах несших людей было торжественное и тихое".
Толстовки от толстого.
Писатель, охотник, педагог, велосипедист, полиглот, а еще законодатель мод и нравов! Без толстовки сегодня не обходится ни один современный гардероб. У истоков удобной и одновременно модной толстовки тоже стоял лев Николаевич. Одна из толстовок до сих пор висит у кровати писателя в спальне в ясной поляне.
При этом материал свободной длинной рубахи, которую обычно подпоясывали, вовсе не был толстым; название одежды пошло от фамилии писателя. А популярна она стала благодаря толстовцам, последователям религиозно-этического учения - толстовства, у истоков которого стоял лев Николаевич.
Муравейные братья и зеленая палочка.
Не только жизнь, но и смерть толстого необычны. Еще до его кончины вопрос о последнем пристанище писателя был решен им самим. Толстой завещал похоронить себя на месте зеленой палочки. Пятилетнему "Лёвке - Пузырю" старший брат Николай рассказал, что на краю оврага ясной поляны зарыта зеленая палочка, а на ней написана главная тайна, "как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы".
Стоит раскрыть тайну зеленой палочки, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней и люди станут "Муравейными Братьями". Литературоведы предполагают, что это название пошло не от слова "Муравьи", а от созвучия с моравией - историческим районом в Чехии, где в XV веке образовалась религиозная община "моравские братья", которую дети называли с ошибкой.
Незадолго до кончины толстой писал в дневниках: "идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает".