"Госфорд Парк". Фильм двадцатилетней давности о английской аристократии 1932 года.
Дата накануне прихода нацистов к власти в Европе, серые, абсолютно непривлекательные пейзажи и интерьеры частного владения - таковы время и место этой истории. Картина специально открывается проливным дождём на унылом сельском шоссе, по которому тащится автомобиль в сторону поместья.
История убийства лорда, продававшего своих внебрачных детей от работниц с фабрики в приют, разыгрывается в самых реалистичных, беспощадных до отчаяния тонах. Лакеи, допивающие напитки за хозяевами из их бокалов, грязные жалкие половые игры в кухнях и прихожих, очередь в жуткую ванную комнату, окурки и сплетни. Слуги мало отличаются от своих хозяев. Оба сословия стоят на одной моральной ступеньке, различается только внешний социальный статус. Грязь ничтожества на всём и повсюду - на лорде, его семье и слугах. Лицемерие и частные корыстные интересы, погибшие в неудачных браках по расчёту судьбы не скрыть за дырявой прогнившей маской этикета и его условностей.
Самые мрачные кино - похороны британской аристократии сделаны мастерски, с безупречной расчётливой режиссурой и игрой актёров за пределами технического мастерства. Сама драматургия, со сложнейшими персонажами, обилием точных зарисовок и деталей, не рассыпается нигде благодаря цельному и аккуратному замыслу, подчиняющему себе все составные части в одно целое ( например, собака лорда, о судьбе которой автор не забывает проследить до конца всей истории.
Американский половой дегенерат со смазливой мордашкой, полунищая старуха - графиня на содержании, тупой самоуверенный детектив, пожилой лакей (бывший дезертир), отдающий себе честь перед зеркалом, толстенная развратная кухарка, несчастные высохшие от горя экономка и повариха, слуга с достоинством лорда и лорд, лишённый признаков человека, тощие дамы полу - света, отчаявшиеся жёны и их разорённые мужья, американский еврей - кинематографист и звезда кино, работающая за видимость уважения высшего света - таков состав действующих лиц драмы, созданной феллоузом в духе романов Ивлина во, но совершено лишённой комического оттенка. Реализм на грани документализма достигает высот художественной правды, настоящего Эвереста киноискусства.
Вся история рассматривается глазами новенькой горничной, как единственной представительнице здравого смысла посреди жуткого фарса. Демонстрация ничтожества высшего света выглядит как приговор британской аристократии эпохи между двух войн в частности и в современности в целом.
Один из самых английских и в этот же момент саморазоблачающих британский высший свет фильмов, "Госфорд - Парк" остаётся достижением английского киноискусства, поддержав уровень такого замечательного фильма, как "достать картера" далёкого 1971 года.
Примечательно, что автором "Госфорд - Парка" является Джулиан феллоуз, создатель самой романтизированной истории "аббатство даунтон", сделанной как полный антипод мрачному безысходному "госфорд - парку".