Василий колотев. Жанр: бытовое искусство.
В неофициальном искусстве Ссср 70-80 гг. творчество в. Колотева особое место занимает. Оказавшись в Москве после окончания бутурлиновского художественного училища, воронежской обл. В 1975 году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных выставках
. С самого начала творческого пути работы колотева носили иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на фабрике, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М. грузинской - цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по природе созерцательным человеком, колотев чуждался тусовочной жизни подполья, предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом Арбате.
Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки. По словам тонкого искусствоведа, известного знатока истории живописи 60-90 гг в. П. цельтнера, работы колотева будут являться документом, по которому следующие поколения зрителей, будут изучать эту эпоху.
Жанровые картины в. колотева не имеют аналогов в истории нонконформистского искусства в Ссср. Художники круга малой грузинской: в. Калинин, а. туманов, Д. Гордеев обращались к элементам жанра в своих картинах, но совсем ином, чем колотев художественном контексте. Таким образом, если у Калинина - это сфера романтико - метафизического лирического дискурса, у Туманова - обращение к ретро картинкам дореволюционной сказочно - идеализированной жизни праздников и ярмарок, то у Гордеева - это репортажно - документальные композиции, посвященные жизни московской художественной богемы 60-70 гг. и только в. колотев в своих жанровых картинах сумел создать типичные запоминающиеся образы советского обывателя, трактование в иронически - точном и, одновременно, добром, снисходительном изобразительном ключе. Это удалось благодаря острому взгляду наблюдателя, художественной памяти и блестящему мастерству рисовальщика.
Работы колотева совершенны с точки зрения владения техникой живописи, характерны любовью художника к деталям обстановки, костюмам персонажей, освещению интерьеров, безупречному композиционному чутью. Несомненная ценность работ колотева в том, что в годы жесткой идеологической цензуры, не имея социального заказа и какой либо материальной поддержки, он сумел выразить в них исторически - типическое и одновременно "Поймать" архитипические черты отечественного обывателя. Позже художник продолжил жанровую линию в "Пасторальной" серии, посвященной жизни российского села.