Тему архитектурных стилей Петербурга мы рассказом о елизаветинском барокко продолжаем.
После восшествия Елизаветы на престол в 1741 году одним из первых построенных зданий, облик которого отразил новую стадию развития барокко, был Аничков дворец, возведённый по проекту Михаила Земцова для графа Алексея разумовского.
О дворце мы можем судить по гравюре Михаила махаева. Ядро грандиозной усадьбы с садом, дворец имел сложный силуэт и богато декорированные фасады. В 1740-1750-х годах строительство подобных дворцов небывалый размах приобрело.
Барокко середины Xviii века стилистически отличается богатой нюансировкой и сложной организацией пространства.
Для внутренней структуры характерными стали анфилады. Фасады строго симметричной композиции приобрели акценты в виде выступов и ризалитов. Используется декоративный ордер в виде трёхчетвертных или приставных колонн, несущих раскрепованный антаблемент, в котором карнизы получили сильные изломы и выступы, лучковые завершения и картуши. Применяется золочёная резьба, круглая скульптура и рельефы, в интерьерах в отделку добавляется живопись и фактурные материалы.
Для дворцового строительства распространён "План Покоем" - в виде буквы П, когда главный корпус отодвинут сильно в глубину участка, а по сторонам расположены два более низких флигеля.
Такую характерную постройку 1740-х годов представляет собой шереметевский дворец, или фонтанный дом, начатый архитектором Григорием Дмитриевым и законченный зодчим Саввой чевакинским.
Произведением Саввы Ивановича чевакинского также является шуваловский дворец на итальянской улице (1753-1755), построенный для основателя российской академии художеств камергера Ивана Шувалова. До наших дней сохранилась характерная барочная внешность дворца.
Воронцовский дворец на садовой улице (1749-1757), построенный по проекту Франческо растрелли, выглядит роскошно за счёт пластической выразительности центрального ризалита.
В 1753 году по проекту растрелли построен великолепный дворец для барона Сергея Строганова на невском проспекте, в котором воплотился тип городского дворца, формирующего облик магистрали.
Достижением городского дворцового строительства эпохи барокко стал сооруженный по замыслу Франческо растрелли, четвёртый по счёту зимний дворец.
Резиденция российских монархов должна была отвечать уровню, достигнутому государством в своём развитии - это была задача не только архитектурная, но политическая и идеологическая.
Проект растрелли был утверждён 16 июня 1754 года. Завершали строительство в 1762 году. До наших дней дворец в почти неизменном первоначальном облике дошел.
Практически квадратное в плане здание дворца с внутренним двором имеет выступы - ризалиты по углам, в которых расположены наиболее значимые дворцовые интерьеры. На уровне второго этажа ризалиты связаны между собой торжественными анфиладами, из которых самая роскошная - северная (невская) анфилада.
В расчёте на создание "Театральных" эффектов для посетителей растрелли разработал порядок посещения дворца. По пути к тронному залу гости получали полное представление о роскоши императорской резиденции и двора. Движение начиналось от въезда в южные парадные ворота, дальнейшего следования через двор и галерею первого этажа к входу северного фасада и далее - к парадной иорданской лестнице, убранство которой затмевало многие европейские императорские дома.
Поднявшись на верхнюю площадку лестницы, гости должны были пройти сквозь ряд огромных залов невской анфилады и проследовать к тронному залу, где блеск декоративных архитектурных форм достигал своего апогея.
До нас дошло немного интерьеров зимнего дворца елизаветинской поры. В 1837 году сильный пожар уничтожил почти все интерьеры здания. В ходе восстановительных работ, которыми руководили Василий Стасов и Александр Брюллов, были восстановлены некоторые интерьеры, но в большинстве помещений отделка создавалась уже во вкусах середины XIX века.
Другая фундаментальная работа Франческо растрелли - екатерининский дворец в царском селе. Здесь красноречиво выразился во всем своём великолепии барочный анфиладный принцип построения внутреннего пространства. Роскошные анфилады гостей к большому тронному залу приводили.
Пластическое решение фасадов создаёт ритм приставных колонн, пилястр, балконных выступов, руста, скульптуры и раскрепованного антаблемента. Завершает композицию, собранную из европейских форм барокко, национальный мотив луковичного пятиглавия домовой церкви.
Из сохранившихся барочных соборов Петербурга самыми известными являются смольный, или воскресения словущего (1748-1769), построенный по проекту Франческо растрелли, и николо - богоявленский морской собор (1753-1762), созданный Саввой чевакинским. Об этих памятниках мы уже на страницах нашего сообщества писали.
Принципиальный момент, который демонстрирует культовая архитектура елизаветинского барокко - установление тенденции национальных композиционных черт. В первую очередь - это возвращение пятиглавия и крестово-купольного типа храма.
Из рядовой застройки Петербурга елизаветинского барокко сохранилось немного. К тому же, здания были существенно изменены последующими надстройками. Например, дом граббе на углу гороховой и канала Грибоедова, главный дом усадьбы Демидовых в переулке гривцова, спроектированный Саввой чевакинским.